Главная страница :: Энергоносители

Новые каменщики Рейдерский бум Запах конкуренции Начало нового делового сезона вопреки ожиданиям не привело к росту цен на коммерческую недвижимость У меня не так много времени Не возите меня в гималаи Требуется менеджер стада За нашу «победу» Управляемые компании мягкая мебель

ЗаВладимир Третьяков (ректор Уральского государственного университета, заместитель председателя Совета ректоров Свердловской области)

Вопрос нужно рассматривать на двух уровнях. Объединение двух конкретных уральских университетов, крупнейших в регионе, УрГУ и УГТУ-УПИ, которое сейчас активно обсуждается, - тактического характера. Интеграция многих вузов и создание Большого Евразийского университета - стратегического.

Владимир Третьяков

Под этим решением - прочная содержательная и практическая база. УрГУ и УГТУ уже давно работают вместе по разным направлениям: пять лет существует объединенный научно-образовательный центр, недавно получен грант на создание межвузовского академического центра по магистратуре. Возможно совмещение усилий по подготовке некоторых специалистов. Конечно, не все внутри наших вузов принимают позицию объединения, кто-то боится утратить должность, кто-то -; потерять «классическую невинность». Если министерство откажется от политики категорирования, объединение двух вузов мы притормозим.

Идея слияния классического и технического университетов возникла как ответ на новую политику министерства образования и науки Российской Федерации, которое настаивает на введении категорий вузов. Против такой позиции выступают многие высшие учебные заведения страны, подобное разделение приведет к ослаблению высшей школы в целом - психологическому, социальному, материальному, содержательному. Заранее можно предположить, кто попадет в «высшую лигу»: прежде всего столичные вузы, а также старейшие в стране, такие как Томский, Казанский университеты. На Урале шансов нет ни у кого. Объединившись, мы становимся сильнее и можем попасть в ранг Национального университета.

Будущее - за крупными, интегрированными научно-образовательными центрами, в этом у меня нет сомнений. Экономика знаний, о которой сегодня много говорят, подразумевает короткий путь от идеи до внедрения. Все звенья научно-производственной цепочки (фундаментальные знания, прикладные разработки, экспериментальные образцы, опытное производство) должны быть максимально близки, а время прохождения от одного этапа до следующего сведено к минимуму. Идея Большого Евразийского университета в этом смысле чрезвычайно актуальна.

Иная ситуация с интеграцией нескольких институтов, включая научные, в единое целое. 11 высших учебных заведений, расположенных в Екатеринбурге, уже дали согласие на объединение. На уровне города и области приняты все необходимые решения по созданию Большого Евразийского университета, проведена технико-экономическая экспертиза проекта, определены источники финансирования. Требуется принятие решения на федеральном уровне.

ПротивСергей Кропотов(доктор философских наук, профессор Уральского государственного университета)

Идея слияния УрГУ и УГТУ- это попытка двух региональных вузов выжить в условиях возрастающего давления и сортировки, которую предполагает провести министерство образования и науки. Желание укрупниться означает сыграть с системой в заданную ею игру. Похожее будет происходить и уже происходит не только у нас, это общая стратегия сопротивления властям.

Сергей Кропотов

Другой аргумент против: управлять большими структурами сложнее, чем локальными. Не выращен у нас еще менеджмент, способный работать в столь крупных разноплановых объединениях. А если и появились такие люди, они пока не допущены к управлению.

Меня смущает то, что подобного рода объединения на российской земле либо не выживали, либо превращались в «долгострои». Мы знаем судьбу самого крупного советского объединения - СССР: искусственно были увязаны республики с разным типом культур, а сейчас дошло до «развода». В вузах то же самое: ментальные уклады, традиции, стереотипы и даже предубеждения у каждого свои. Условно говоря, УПИ (теперь УГТУ) - это тот колосс, которым была Россия, и он непременно станет навязывать другим свою волю. Архитектурная академия - как небольшая, но продвинутая Прибалтика. Проекция, понятно, приблизительная, но суть одна: прочно соединить столь разнородные единицы невозможно.

Большой университет требует таких инвестиций, на которые российская власть внутренне неспособна, она не готова вкладываться в светильники, газоны и клумбы. Центр города благодаря развитой инфраструктуре сохранит преимущество перед новыми поселениями, и может случиться, как в Санкт-Петербурге, где построили обычные общаги за городом, а профессура осталась в столице. Традиционное недофинансирование и ментальное отставание России по части, что первично, что вторично (а первично в данном случае создание культурной среды обитания), может завести в тупик и превратить предполагаемое строительство Большого Евразийского университета в зону социального бедствия.

Я вижу и положительные стороны идеи объединения. В современной науке много междисциплинарных отраслей, существующих на стыке, объединение им во благо. Кроме того, мощной структуре проще лоббировать интересы свои и всей образовательной сферы. Перед многими вузами Екатеринбурга сейчас стоит проблема выживания: помещения находятся в столь ветхом состоянии, что требуют или капитального ремонта, или нового строительства. Если будет выбран второй путь, тогда логично строить целый студенческий городок. Но и здесь идея спотыкается о российско-советскую ментальность.


На совещании с президентом программу поддержали министр природных ресурсов Юрий Трутнев, министр транспорта Игорь Левитин, президент Российских железных дорог Геннадий Фадеев. Председатель совета директоров Магнитогорского металлургического комбината Виктор Рашников выразил готовность инвестировать до 2 млрд рублей в разведку и добычу железных руд. Заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов раскритиковал докладчиков за отсутствие подробного бизнес-плана и определенности с источниками финансирования.

Основная проблема экономики региона - опасное отставание темпов воспроизводства сырьевой базы от развития производственных мощностей. Металлурги вынуждены завозить из отдаленных областей России, СНГ и дальнего зарубежья от 60 до 100% железной и хромитовой руды, марганцевого и медного концентрата, энергетических углей. Это ставит стратегически важные предприятия в зависимость от зарубежных поставщиков, повышает издержки не только черной и цветной металлургии, но также трубной подотрасли и машиностроения.Дефицит сырья может быть погашен на перспективу до 2050 года и далее за счет отработки рудной базы Полярного и Приполярного Урала. По данным УрО РАН, общая стоимость только твердых полезных ископаемых, сконцентрированных там, - около 200 млрд долларов. Но чтобы достать природные богатства, сначала необходимо создать транспортную и энергетическую базу. Предполагается, что ядром новой транспортной системы станут железнодорожная магистраль Полуночное (Свердловская область) - Обская (ЯНАО), автомагистрали Салехард - Урай - Тюмень и Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Сургут - Томск. Выход с Обской на порт Харасавэй, строительство железнодорожной линии от Салехарда до Надыма облегчит освоение месторождений Надым-Пуртазовской провинции, полуострова Ямал и шельфа Баренцева моря, позволит построить в ЯНАО заводы по сжижению природного газа. Реализация проекта «Промышленный Урал - Полярный Урал», по прогнозам полпреда и губернаторов, даст импульс энергетике, леспрому и машиностроению. «Чтобы в полной мере взять природные богатства Приполярного Урала, понадобится лет пятнадцать. В течение трех-четырех лет мы готовы удвоить поставки электроэнергии в этот район», - пообещал губернатор ХМАО Александр Филипенко.

Челябинск

Участники совещания добивались от президента прямого одобрения проекта. Однако тот ограничился замечанием: «Развитие транспортной инфраструктуры напрямую влияет на темпы экономического роста. А задача удвоения ВВП как государственная стратегия на десятилетие с повестки дня не снималась, и ее никто не отменял».


Главная страница :: Энергоносители :: Урфо vs минэкономразвития
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz