Главная страница :: Энергоносители

Вклад надежности Проваливаемся строго по графику На старте Правильные звезды Без оглядки на углеводороды Движение без препятствий На север без оглядки Жизнь на инсулине Энергетики определились с планами мягкая мебель

Что общего между этими двумя историями: нашей, доморощенной, которую мало кто заметил, и глобальной, обсуждаемой на всех курсах MBA?

Недавно один из уральских производителей компонентов для приборостроения столкнулся с проблемой китайского демпинга. Ситуация стала настолько критической, что назрел вопрос о закрытии производства. Ключевых потребителей от перехода к китайцам сдерживала только неудовлетворительная логистика и угроза впасть в технологическую зависимость от дальнего и пока не совсем понятного партнера. Но эти проблемы со временем решаемы, поэтому опасность была велика. Директор поступил изящно: он не стал долго изыскивать «внутренние резервы», а просто «поднялся» над своей компанией и посмотрел на то, как в отрасли в целом создается конечный продукт и где во всем этом место его предприятия. И оказалось, что китайцы могут быть не конкурентами, а очень выгодными долгосрочными партнерами, которые существенно снижают издержки всей отраслевой цепи за счет производства крупных партий наиболее ходовых и стандартных компонентов. Российские же предприятия специализируются на мелкосерийном и уникальном производстве, а также сервисе и логистике китайской продукции. Результат: и конечный продукт отрасли сделался конкурентоспособен, и наш производитель компонентов динамично развивается в полном согласии с потенциальными соперниками, а ныне - партнерами. Потери «Голубого гиганта» IBM за 1993 год превысили 8 млрд долларов. Руководство всерьез рассматривало возможность разделения ее на части, рассчитывая на спасение хоть каких-то направлений бизнеса. В 2001 году чистая прибыль компании составила почти те же 8 млрд долларов. Что произошло? IBM за эти годы снизил долю производственных расходов на добрую дюжину процентов за счет продажи традиционных производств, а также перевода значительной части бизнес-процессов в Web, где сейчас совершается порядка 90% закупок на общую сумму около 45 млрд долларов. Другое решение - форсированное развитие бизнеса услуг: подразделение IBM Global Services сегодня приносит компании около 40% дохода и примерно половину ее прибыли.

В основе этой концепции лежит тезис о том, что компании являются скорее потенциальными партнерами в создании конечного отраслевого продукта, чем конкурентами. Действительно, конечный потребитель, покупая товар, голосует рублем и ставит экономическую оценку не только тому, кто ему этот товар продал, а всей отраслевой цепочке - от начала до конца. Рубль конечного потребителя распределяется между различными участниками всего действа производства товара в определенной пропорции (в какой и насколько справедливо - другая проблема).

Непривычная скромностьЗа последнее десятилетие вместе с бесчисленным количеством модных управленческих фокусов в практику бизнеса скромно, но основательно вошла одна фундаментальная концепция, призванная существенно изменить не только набор методов управления бизнесом, но само управленческое мышление. Название ей - логистическая концепция, или управление цепочками создания ценности, или управление цепочками поставок.

Извечная проблема экономики - «конкуренция или сотрудничество» - решается в рамках логистической концепции однозначно: поставщики компании и ее клиенты - это нынешние партнеры по цепочке поставок, конкуренты - возможные будущие партнеры. Задача конкретного бизнеса (звена) - не выворачивать руки и карманы своим соседям по логистической цепи, а совместно с ними выстраивать наиболее эффективную ее конфигурацию. И если этого не получается сделать с нынешними партнерами, то надо попытаться достичь того же результата с нынешними конкурентами.

Все участники отраслевой цепи в той или иной степени добавляли товару потребительскую ценность и стоимость. Поэтому включенное в цепь предприятие в конечном счете несет ответственность не только в пределах своей зоны работы, но, как и в любой цепи, является звеном, «разрыв» в котором может погубить совместные усилия всех. Неудача одного (в чем бы она ни состояла - в плохом качестве, дороговизне, задержке поставок) становится неудачей всей цепи создания ценности. Конечно, в каждой отрасли существуют различные конкурентные логистические цепи, но в том-то и особенность нового взгляда: всякая цепочка с учетом конечного эффекта может быть перестроена, и бывшие конкуренты становятся звеньями одной цепи.

Вторая новая форма конкуренции - борьба за место в цепи , ибо от этого зависит размер доли при дележе денег потребителя: чем ближе компания к конечному потребителю, тем большую часть его денег она получает. Так, в пищевой отрасли США доля в общих доходах, присваиваемая фермерами (самое начало цепи создания стоимости), не превышает 15%, у перерабатывающего сектора - от 30 до 40%, все остальное (то есть половина) попадает конечному звену: тем, кто убеждает нас покупать конкретную марку чипсов или пива и доставляет их к нашему бренному телу.

Но конкуренция тоже никуда не денется, она примет другую форму. Во-первых, это конкуренция по вхождению в наиболее эффективные и надежные цепи создания ценности. Так, приходящие сегодня в Россию автомобильные гиганты создают сеть поставок комплектующих среди местных производителей. Они задают довольно жесткие технические и управленческие стандарты, которые должны стать внутренними производственно-управленческими стандартами наших компаний-поставщиков. По словам консультантов, действующих по заказу автогигантов в сфере выбора российских поставщиков и отладки у них указанных стандартов управления, наши предприятия и тут особеннее всех. «Новые заказы, конечно, здорово, - рассуждает обычный директор такой компании, - но к чему эта маета с заморскими методами управления и прочими непонятными хитростями? Давайте мы уж тут по-нашему, по-старому». И часто вместо реальных технологий управления мы получаем одно томление духа. Нужно понимать, что в цепи создания стоимости технологические правила и управленческие законы устанавливают те, кто стоит во главе ее. Исполнение их - не просто норма приличия. Правило очень простое: либо ты подчиняешься им, либо выпадаешь из цепи.

Большинство российских предприятий после разрыва в результате хаотичной приватизации внутренних цепочек поставок, сформированных плановой системой СССР, не получили никакого иного координирующего импульса и вынуждены были беспорядочно включиться в мировые логистические цепи. Конечно, там им указали их место: в самом хвосте, господа, и довольствуйтесь тем, что останется от дележа добычи белыми людьми… Самое печальное, что конечным потребителем продукции этих логистических цепей часто был наш же человек, последнее отдающий зарубежным производителям бытовой техники или одежды. Они и забирали львиную долю выручки, оставляя отечественным производителям металла и текстиля крохи. Именно через этот механизм главным образом уплывала стоимость из страны, а не через умыкание капиталов олигархами…

Отсюда понятна стратегия выхода из кризиса корпорации IBM. Главные изменения произошли в традиционном ее бизнесе - сфере производства вычислительной техники: компания стала во главе цепочки поставок, освободясь от части производственных подразделений. При этом она развивала свою компетенцию в трех основных направлениях: исследования и разработки новых товаров (что ведет к технологическому господству корпорации в сети поставок); маркетинга и управления брэндом (определяет рыночное господство компании); поставки готовых решений (концентрация на сервисе как наиболее лакомой части стоимостной цепочки). Технологическое, рыночное и «стоимостное» лидерство реализуются через другой ключевой навык - собственно управление логистическими цепями (через способность разработать проект эффективной сети поставок, оформить технологические, экономические и управленческие требования к ней и «собрать» цепь создания ценности из рассыпанных по всему миру самостоятельных производств). В числе реализованных технологий данного ряда - проект перевода закупочных операций во «всемирную паутину», что привело к существенному снижению издержек формирования логистических цепей. В секторе программного обеспечения стратегия получила название middleware - позиционирование в середине логистической цепочки с отдачей забот о секторе userware (конечного пользователя) бесчисленной сети партнеров из числа малых и средних ИТ-компаний.

Самые сливки снимаются, однако, на заключительных стадиях логистических цепей - теми компаниями, которые управляют с помощью смысловых манипуляций ожиданиями потребителей и сборкой под эти ожидания необходимых цепочек поставок. При этом сами цепочки часто в основе своей не меняются, ибо у потребителя развивается вкус не к новому товару (под который надо существенно модифицировать производство), а к ритуальным, второстепенным свойствам товаров обычных, которым придается почти судьбоносное значение. Как говорят в народе: дешево, красиво и непыльно…

Сейчас восстановлены наиболее очевидные цепочки создания ценностей, разрыв которых был просто абсурдом: вертикальные холдинги в черной и цветной металлургии, нефтехимии и других традиционных отраслях. В последнее время, накопив на волне благоприятной конъюнктуры запас капитала, некоторые российские корпорации стали подбираться ближе к «голове» своих логистических цепей, покупая за рубежом их верхние переделы и звенья. Достаточно вспомнить операции Северстали или ЛУКойла, приобретших активы в США и Европе.

Экономикс всегда описывал суть фирмы через функцию преобразования: на предприятие, представленное в форме «черного ящика», заходит поток ресурсов, а на другом конце выходит продукция. Внутри «ящика» происходит нечто (что - неважно), и главная задача управления состоит в повышении эффективности функции преобразования «входа» в «выход». Если эффективность недостаточна, ее нужно повысить либо за счет смены технологии внутри фирмы, либо через включение в данный «ящик» соседних «ящиков» - со стороны поставщика или потребителя (осуществить так называемую вертикальную интеграцию), наращивая общий потенциал и эффективность бизнеса до нужной величины. При этом почему-то считалось, что все межфирменные и внутрифирменные издержки координации деятельности (управление, заключение и обеспечение исполнения контрактов, распределение рисков и сотни других жизненных трат) равны нулю. Это какой-то, без сомнения, очередной научный фокус, оправдание которому можно найти только в той стройности формул экономикса, ради которой и произошла такая фатальная жертва здравым смыслом.

Невостребованная наука Экономическую науку сильно не любят за ее неспособность приземленно объяснить многие житейские, но важные вещи. Действительно, в реальной практике управления бизнесом используется все что угодно, но в самой меньшей степени - знания экономикс. Забивать себе голову этим, действительно, часто не стоит. Однако с 90-х годов активно развивается очень мощная ветвь экономической науки, которая может существенно помочь в понимании законов работы цепочек создания ценности. Речь идет о целом спектре направлений под общим названием институционализма.

Основная проблема организации эффективной цепи поставок - именно в координации работы различных ее звеньев, минимизации трений между ними: как раз то, на что и были направлены основные усилия институционалистов. Другую вечную проблему управления, жизненную и для логистических цепей, обычно обозначают дилеммой «покупать или производить». Она мучает абсолютное большинство наших руководителей и может быть выражена другим образом: «оставить это подразделение в административном подчинении или пустить его на вольные хлеба», «перевести ли бригаду на хозрасчет», «освоить производство данного полуфабриката или лучше покупать его на стороне»… Вопросы модного ныне аутсорсинга - из той же обоймы. И на них ищет и находит основательные ответы институционализм. Поэтому рекомендуем: очень способствует пониманию реальной жизни.

Институционалисты сказали прямо и категорично - все эти затраты (названные общим термином «трансакционные издержки») равны не нулю, а составляют много больше половины совокупных трат в экономике. По словам ведущего ученого этого направления Оливера Уильямсона , «трансакционные издержки есть экономический эквивалент трения в механических системах». На преодоление всяких трений (хоть механических, хоть экономических, хоть человеческих) в нашем несовершенном мире тратится уйма энергии, нервов и денег, поэтому здесь есть где развернуться ученому и управленцу.

Между кабинетными институционалистами и приземленными ИТ стоит довольно редкий, но наиболее важный и продуктивный отряд специалистов - логистики. Управление цепями создания ценности - их главный предмет деятельности, хотя, может быть, многие из них об этом и не подозревают. Именно логистики связывают фундаментальную экономическую науку, набор управленческих концепций и приемов, инструментарий ИТ (ERP, CRM, SCM, Web и др.) в интегрированную систему управления логистическими цепями.

С другого боку к проблеме управления цепями поставок подошли передовые отряды сферы информационных технологий. Освоив внутренние корпоративные пространства отдельных компаний с помощью ERP-систем, они задались вопросом - а почему бы не объединить эти оцифрованные пространства, так сказать, в отраслевом масштабе? И выпустили на свет новую трехбуквенную метку - SCM (Supply Chain Management). Что под ней понимать - новый стандарт управления или новый класс программных продуктов - с трудом могут сказать и сами создатели метки (не очень ясно они объясняют и смысл всех других трехбуквенных таинств). Но сегодня всякий уважающий себя поставщик референтных программных моделей управления включает в свой буклет наряду с более или менее понятными ERP и CRM еще и набор программ, помогающих вязать из отдельных бизнесов информационные сети управления глобального масштаба.

Не такие явные, но фундаментальные изменения происходят в самой организации экономики и в управленческом мышлении. Все больше теряет смысл «экспансия» через вертикальную и тем более горизонтальную интеграцию. Основными факторами конкурентоспособности становятся лозунги «специализируйся и делай лучше всех» (что повышает шансы включиться в большее число цепочек создания ценности) и «стремись вверх» (занимай более выгодное положение в логистической цепи). Экономика принимает все более сетевой характер - как совокупность самостоятельных, высокоспециализированных и качественных со всех точек зрения бизнесов, которые под влиянием головных компаний гибко связываются в различные цепи поставок. Некоторые экономисты и философы управления считают, что происходит возврат на новом витке к идее планомерного развития, когда институты свободного рынка становятся только инструментами для реализации планов на уровне отрасли, кластера и государства. Поэтому нам надо быстрее освобождаться от мифологии о всесилии свободного рынка, вбитой в наши головы за последнее время.

Меняемся всеБезусловно, наиболее явные изменения при освоении логистической концепции происходят в сфере эффективности экономики. Снижение уровня запасов в разы, увеличение процента удовлетворения заявок клиента до 90 - 98%, повышение качества конечного продукта - все это уже достигнуто наиболее продвинутыми компаниями, внедрившими системы управления цепями поставок.


Почему вольно или невольно правительство делает все, чтобы на российском рынке зарабатывали узкие группы сырьевых предприятий и западные компании? Все очень просто: гораздо выгоднее не производить, а ввозить в Россию на нефтяные и сырьевые сверхдоходы товары народного потребления - и скорость оборота беспрецедентна, и прибыль огромна. В итоге лопаты - немецкие, ведра - польские, инструмент - китайский. Мы продолжаем покупать товары вместо того, чтобы приобретать оборудование и технологии. Именно здесь необходим перелом. Заниматься производством в собственном отечестве должно быть выгодно - это краеугольный камень новой национальной промышленной политики.

Высокие мировые цены на экспортируемые нефть, газ, топливо - подарок судьбы. Государственная казна полна: сверхплановые доходы только за первый квартал текущего года составили 525 млрд рублей. Не воспользоваться этим - значит упустить шанс коренной реконструкции экономики. Переломный момент - быть или не быть - настал. Мы должны говорить о новой промышленной политике государства. Кому на Руси жить хорошоЧетко сформулированная промышленная политика - это лучше, чем индивидуальный лоббизм по проектам, полностью скрытым от общественной экспертизы. Он приводит к тому, что успешными оказываются не наиболее конкурентоспособные компании, не компании перспективных отраслей, а те, которые имеют мощные связи в высших эшелонах власти. Активная, стимулирующая государственная политика в отношении одних видов бизнеса не может осуществляться за счет других. Например, развитие сырьевых отраслей не должно приводить к угнетению обрабатывающих и высокотехнологичных производств. Критерии отбора поддерживаемых проектов обязаны быть предельно жестки, прозрачны и не зависеть от интересов чиновников. Иное приведет лишь к потере средств и дискредитации государства.

На грани жизни и смертиВозьмем машиностроение. Цены на российские энергоносители, металл, трудовые ресурсы и транспорт постепенно приходят в соответствие с мировыми. За 2004 год стоимость отдельных видов проката выросла на 50 - 80% и на этом не остановилась. Поскольку доля металла в себестоимости готовых изделий составляет 30 - 40%, их себестоимость в свою очередь увеличится более чем на 20%. Это не просто снижение рентабельности и конкурентоспособности машиностроительной продукции до критической отметки. Это смертельный приговор. Дальнейшее бездействие правительства приведет к тому, что в ВТО внесут уже остывшие «тела» российских машиностроительных заводов.

В ВТО правительство ведет переговоры о таможенных пошлинах в размере 15 - 20%. Это убийство для отечественного бизнеса. Ему нужно время, чтобы адаптироваться к новым задачам и показать результаты. Тем более что в обозримой перспективе российское государство может лишиться традиционного набора инструментов защиты и проведения жесткой промышленной политики: заградительных таможенных тарифов, перекрестного субсидирования, дотирования производства, сохранения «инвестиционной составляющей» в расчете тарифов естественных монополий и прочих.

Высокая доля энергоносителей и металлопроката в себестоимости машиностроительной продукции пока компенсируется неприлично низкой долей заработной платы. Рассчитывать на уровень зарплаты, принятый в западных странах, российский рабочий не может. Наши ориентиры - Китай, Индия, Бразилия, Аргентина. А вот набор необходимых жизненных потребностей, к которым мы привыкли, кардинально отличается от стран «третьего мира». Как только пища и коммунальные услуги придут к мировым ценам, наш рабочий проиграет в конкурентной борьбе собрату не только в Европе, но и в Юго-Западной Азии и Латинской Америке. Машиностроители некоторое время будут поставлять на рынок новые модели, пока отрицательная рентабельность окончательно их не задушит.

Энергоемкость ВВП в России в три-пять раз выше, чем в высокоразвитых индустриальных странах. 90% российской промышленности создавалось с ориентацией на очень низкий уровень цены энергоносителей, она не сможет работать на мировых ценах без дорогостоящей и долговременной модернизации производств. К 2005 году с таким важнейшим конкурентным преимуществом российских машиностроителей, как цена на энергоносители, покончено. Их вклад в себестоимость машин делает производство убыточным. Рост тарифов стал дополнительным «налогом» в пользу топливно-энергетических монополий. Оптовый рынок электроэнергии развивается в стране уже два года, и там фигурируют цены вполовину ниже средних российских. Это, по моему мнению, свидетельствует о том, что РАО ЕЭС имеет стопроцентную прибыль, защищенную от налогов.

Новая промышленная политикаВ ближайшие три-пять лет главной задачей предприятий российской промышленности будет встраивание в мировой рынок. Исходя из этого, необходимо вырабатывать принципы новой российской промышленной политики. Требуются быстрые, сильные, понятные действия.

Выход - ориентация на внутренний рынок с постепенной интеграцией в мировую экономику.

Второе. Необходимы федеральные программы поддержки промышленной инфраструктуры: строительство железнодорожных, трубопроводных, автодорожных транспортных систем, сетей связи, жилья. Это обеспечит подъем целых ныне спящих отраслей и экономически депрессивных территорий. Осуществлять программы следует исключительно российской техникой.

Первое. Государство должно поддержать экспорт высокотехнологичной продукции отечественного машиностроения.

Четвертое. Необходима серьезная помощь созданию импортозамещающих производств. Механизм: государство уточняет статистику импортируемых товаров, ранжирует их по объему закупок, предлагает импортерам определиться с формами участия в создании импортозамещающего производства, а банкам - поучаствовать в кредитовании проектов. Вопросы территориального размещения и логистики потребуют подключения государственных и муниципальных органов. Но оценка экономической эффективности проекта должна происходить уже без участия государства.

Третье. Считать обновление основных фондов главной и долговременной задачей национальной промышленной политики.

Шестое. Восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль. Резко расширить практику использования налогового инвестиционного кредита. Снизить до нуля ввозные пошлины на все группы оборудования, технологии и лицензии, используемые в российской промышленности. Для предприятий, модернизирующих производство, снизить НДС до 10%, ЕСН до 15%. Для ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятий сократить срок проверки документов и принятия решения о возврате НДС экспортерам-производителям с 90 до 30 дней.

Пятое. Ужесточить механизм сертификации импортной продукции с целью предотвращения проникновения на российский рынок низкокачественных товаров и услуг.

Восьмое. Продолжить курс на глубокую административную реформу под лозунгом «инструкции - чиновникам, гражданам - законы». Предпринимателям не нужно разбираться в инструкциях и иных министерских документах, чтобы знать свои права и обязанности. Все обязательные требования к гражданам и бизнесу должны быть прописаны только в федеральных законах. Остро необходима модернизация действующего законодательства в направлении установления персональной ответственности государственных и муниципальных служащих за нарушения, допущенные в ходе контрольных и надзорных мероприятий. Нужно полностью исключить возможность принятия внесудебных решений должностных лиц по приостановлению хозяйственной деятельности. Предстоит добиться реализации принципа «одного окна» не только при регистрации юридических лиц, но и при любом обращении предприятия в государственный орган.

Седьмое. С целью повышения квалификации работников не облагать налогом на прибыль расходы предприятий, связанные с оплатой их обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.

Десятое. Государство должно законодательно предоставить инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты, гарантии от неблагоприятного изменения налогового и иного экономического законодательства, контролируемых государством цен и тарифов.

Девятое. Все без исключения поставщики энергоносителей и топлива на российский рынок должны быть ограничены федеральным законом: ежегодный рост цен не более 2% в течение пяти лет.


Главная страница :: Энергоносители :: На родине - в плену
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz