Главная страница :: Энергоносители

Раздвоение знака Полцарства за помощь Если сосед кирпича просит Точка схода Неплохой шанс Политизированная демография и логика здравого смысла Купил про запас Пробки — в воздух Инвестора меняют мягкая мебель

Лучшее настоящее уральского машиностроения - конкурентоспособное присутствие на традиционных рынках СНГ, Азии и Африки. Будущее - в кооперации с западными инвесторами и производителями. Задача власти - всемерно способствовать этому сотрудничеству, считает министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Виктор Кокшаров. След в след- Виктор Анатольевич, какая продукция машиностроения Урала, конкретно Свердловской области, присутствует на международных рынках?

Виктор Кокшаров

- Когда вы говорите о модернизации, имеете в виду обновление ранее поставленного оборудования или совершенно новую продукцию?

- Мы можем конкурировать очень многими наработками в сфере энергетического, железнодорожного, точного машиностроения. Я уж не говорю об оборонном комплексе. Вся технология в странах СНГ и во многих странах Азии завязана именно на советское (читай - российское) оборудование, которое к тому же постоянно модернизируется. Поэтому там уральскую продукцию знают и ждут. Скажем, вся система ирригации в Центральной Азии и на Кавказе построена на наших, Уралгидромаша, насосах. В отличие от американских и японских они просты в управлении. В энергетической отрасли мы - Турбомоторный завод, Уралэлектротяжмаш - поставляем турбины и оборудование для строящихся электростанций в Китай, в Таджикистан на Нурекскую ГРЭС, Сангтудинскую ГЭС на Вахшском каскаде.

- Вы назвали только один пример сотрудничества уральского машиностроения с западными партнерами. Значит ли это, что его основная специализация - СНГ и Азия?

- И новое оборудование тоже. Например, Уралвагонзавод выпускает современнейшие цистерны-контейнеры для перевозки жидких углеводородов, сжиженного газа, которые можно переставлять с железнодорожной платформы на машины. Сейчас очень большая потребность в такой продукции в Казахстане, Азербайджане, на Западе. Не случайно Уралвагонзавод создал совместное предприятие в Эстонии, в городе Ахтме, где производят цистерны. Эстония теперь член Евросоюза, и продукция считается европейской, хотя производится с помощью комплектующих и технологий Уралвагонзавода. Только что завод заключил выгодный контракт стоимостью 100 млн евро на поставку 3,5 тыс. полувагонов для чешской фирмы Alta. Сам по себе этот факт говорит о том, что наша продукция востребована на мировом рынке.

- Какие преимущества позволяют нашим товарам конкурировать на рынках, которые вы перечислили?

- Это совершенно очевидно. Кроме того, страны Ближнего и Среднего Востока, арабская часть Африки (Алжир, Египет, Ливия), в перспективе - Тунис и Марокко. Несмотря на то, что здесь сильна конкуренция западноевропейских и американских, китайских и японских компаний. Что касается Западной Европы, то условия для работы наших машиностроительных предприятий там достаточно тяжелые. Во-первых, очень часто качество собственных технологий и оборудования у них выше. Во-вторых, в Западной Европе и на Западе вообще существует система скрытой поддержки своих товаропроизводителей и препон для поставок нашей продукции: пользуются тем, что Россия еще не член ВТО.

- Эти примеры опровергают распространенное мнение о том, что наши предприятия встраиваются в международные кооперационные цепочки только как производители полуфабрикатов, комплектующих. Значит, мы готовы поставлять и конкурентоспособную конечную продукцию?

- Высокая надежность, отработанная технология, применимая к местным условиям, простота в обращении. Если у насоса или ирригационной установки, напичканной электроникой, «полетит» маленькая деталь, это обернется огромными затратами на ремонт. А как обращаться с уральской техникой, где можно заказать детали, клиенты знают. К тому же наша продукция в разы дешевле, чем аналогичная западная, причем при адекватном качестве. И поэтому передовые предприятия внедряются на эти рынки не только разовыми контрактами на поставку продукции, но и создают там свои точки опоры, представительства, сервисные центры. Приведу примеры из точного машиностроения. Уральский оптико-механический завод (УОМЗ) производит геодезическое оборудование, его светофорами сейчас оснащены центральные перекрестки столиц практически всех стран СНГ. Возьмите современнейшую медицинскую технику, которую поставляют УОМЗ и Уральский приборостроительный завод: инкубаторы для новорожденных, аппараты для искусственной вентиляции легких, УЗИ-аппараты. Все это очень необходимо странам СНГ, которые не могут тратить на социальные программы огромные средства. И если наши товары хорошего качества, но дешевле, конечно, выбор будет сделан в их пользу.

На паях с иноземцами- Техническое перевооружение - первоочередная задача наших машиностроительных предприятий. Готовы ли ведущие западные производители и инвесторы участвовать в этом процессе?

- Безусловно. Приборостроительный завод в кооперации с итальянской фирмой Esaote выпускает современные аппараты УЗИ, которые гораздо дешевле аналогичных итальянских. Комплектующие частично идут из Италии, но все больше заменяются на местные. Это не просто отверточное производство: мы участвуем в технологической цепочке как конечный производитель.

- Из которого там изготовляют станки, а потом везут сюда…

- Для Запада Россия - лакомый рынок сбыта машиностроительной продукции. Германия, Италия, Великобритания и ряд других стран активно стремятся проникнуть сюда и, в общем, действуют успешно. Только в прошлом году товарооборот Свердловской области с Германией вырос на 60%, 415 млн долларов мы с ними наторговали. За счет чего? За счет поставок их машиностроительной продукции, частично - наших поставок металла и металлопроката.

С немецкой стороной мы ведем переговоры о производстве у нас медицинского оборудования, передвижной малогабаритной рентгеноскопической техники. Вступаем в интенсивный диалог с руководством ведущих автомобилестроительных корпораций, пытаемся заинтересовать их возможностью размещения сборочного производства автомобилей. Готовы предоставить для этого все условия, в том числе с учетом ожидаемого принятия федерального закона о технико-внедренческих зонах, который предполагает освобождение от многих видов выплат, налогов. Фактически речь идет о создании для таких предприятий свободных экономических зон. Есть и участок земли - в Алапаевске, где в свое время планировалось строить металлургический завод для производства листа. Два квадратных километра со всеми подведенными коммуникациями.

- Безусловно, они используют наш металлопрокат. Но сами немцы говорят: они готовы к тому, чтобы детали, части машин и отдельное оборудование производились здесь, потому что это удешевляет продукцию. В противном случае высоки транспортные издержки. Кроме того, здесь природные ресурсы плюс интеллектуальный потенциал. В то же время заработная плата наших рабочих и инженерно-технического состава в разы меньше, чем на Западе. Правда, иностранцы указывают на то, что если задействовать такую цепочку, приходится платить НДС, а если они поставляют готовое оборудование, то НДС не платят. Тем не менее есть уже целый ряд примеров, когда продукция частично изготавливается здесь.

- Тот же Уралвагонзавод заключил соглашение о привлечении с чешской стороны 300 млн евро на модернизацию производства. Причем на очень выгодных условиях, под низкий процент (российские банки участвуют в проекте лишь как агенты, через которые проводятся деньги). В самой Чехии должно быть закуплено оборудования только на 40% от этой суммы. Если российское оборудование подходящего качества, почему бы не закупить его на остальные 60%? Вот убедительный пример того, как можно работать: в ближайшие годы благодаря таким программам Уралвагонзавод станет недосягаемым лидером в российском вагоностроении.

- У иностранцев, несомненно, большие возможности финансирования экспорта в Россию своей машиностроительной продукции, например, станков. Но как быть с вопросами технологической независимости? Сегодня столько разговоров об импортозамещении…

- Необходимы механизмы финансовой поддержки экспорта. Запад всем этим успешно пользуется: льготным кредитованием, гарантированием рисков, кредитными и страховыми агентствами. У нас система кредитования экспорта еще в зачаточном состоянии. Но как только она заработает, как только Россия станет в массовом порядке выдавать странам СНГ и Азии на покупку нашей продукции кредиты товарные и связанные, гарантировать риски своих предприятий, мы увидим настоящий бум в отечественном машиностроении.

С миру по нитке - А родное государство, с вашей точки зрения, чем должно помочь машиностроителю?

- Тяжелой гирей на ногах машиностроителей висит резко возросшая цена на металл - основной компонент в станках и оборудовании. А если цена на металл возрастает несколько раз в течение года? Плюс лезут вверх тарифы на услуги естественных монополий. Все это, конечно, ведет к удорожанию продукции и ухудшению конкурентных преимуществ.

- Какие еще факторы, помимо неэффективной государственной политики, снижают конкурентоспособность машиностроения?

- Я считаю, в первую очередь надо выдавать на-гора новые разработки, проводить сертификацию по международным системам качества, поскольку вступление в ВТО так или иначе потребует применения этих систем. Передовые предприятия идут на это. Тот же УОМЗ вводит систему качества не только продукции, но и управления. Это очень тяжелый и затратный процесс, но в конечном счете он себя оправдывает. И конечно, модернизация производства, внедрение энергоемких станков и оборудования, вообще применение мер энергосбережения. Тем более сейчас есть возможность использовать западные кредиты.

- Какими мерами можно уравновесить эти минусы? Машиностроители предлагают государству ограничить рост цен на металл и услуги монополистов.

- Благоприятная экономическая конъюнктура для инвестиций в Россию: здесь они приносят наибольшую прибыль. На Западе деньги такой отдачи не дают, потому что темпы экономического развития там достаточно низкие. В Соединенных Штатах - чуть больше 3% в год. В абсолютном исчислении, учитывая, что ВВП у них больше 10 трлн долларов, - это огромная сумма. Но для капитала немного. Он устремляется туда, где можно получать 10% и больше. Именно российский рынок предлагает такие возможности, поскольку он во многом еще не освоен. Капитализация наших предприятий по сравнению с западными очень низка, и в ближайшие годы она возрастет в разы. Когда не так давно делегация Свердловской области посетила Германию, немцы в один голос заявляли, что надо идти в Россию, так как прибыль от инвестиций там гораздо выше, чем в Китае; что те, кто уже работает в нашей стране, не прогадали; что для Германии, экономика которой практически стагнирует (по крайней мере, темпы экономического роста там невысоки), сотрудничество с Россией - спасение. Для России тоже.

- В чем заинтересованность иностранных кредиторов и инвесторов (если вывести за скобки связанные кредиты) помогать нашему машиностроению?

- Прежде всего привлечение предпринимателей с конкретными предложениями к участию в визитах, выставках. Очень часто - в этом особенность менталитета политических элит патерналистских государств СНГ и Азии - именно от создания благоприятной политической атмосферы зависит успех экономических контактов.

Welcome to the Urals- Какие инструменты продвижения нашей техники на внутренний и международный рынки используются правительством Свердловской области?

- Все просто. Готовя программу визита, мы в первую очередь направляем запросы в отраслевые союзы и министерства с тем, чтобы они дали предложения по персональному составу. Связываемся с самими предприятиями: с кем бы они хотели встретиться, что обсудить? Все встречи с руководством инорегиональных и зарубежных правительств, с министрами обязательно проходят в сопровождении деловых кругов, а в тематику переговоров включаются вопросы, которые они ставят.

- По каким принципам происходит отбор предприятий и проектов в губернаторскую делегацию? Это устоявшиеся связи или экспертная оценка продукции?

- Любое предприятие, даже ИЧП, если у него есть интерес и конкретное предложение. Все наши координаты и планы - на сайте областного правительства (http://www.midural.ru). Мы заранее озвучим предложения принимающей стороне, попросим организовать встречи в министерствах, в торгово-промышленной палате или с партнерами, которых он укажет. Мы всегда так и делаем.

- Какой-нибудь малоизвестный инноватор может попасть в такую делегацию?

- Кредитные ресурсы и инвестиции в основном сосредоточены в странах Запада. И для их привлечения мы продумали целую серию поездок, переговоров. Приглашаем представителей политической и деловой элиты стран Запада сюда, организуем им необходимые встречи на правительственном и деловом уровнях, стараемся сопровождать все эти проекты. Ведем переговоры с руководством ведущих компаний и банков. Регулярно участвуем в различных инвестиционных форумах. В этом году губернатор Россель выступал на инвестиционных форумах в Лондоне, в Каннах. Кстати, в Каннах сразу возник горячий интерес, сейчас мы прорабатываем несколько предложений по инвестициям в объекты торгово-офисной, гостиничной, логистической недвижимости на территории области. Вообще отклики получаем чуть ли не каждый день, по одному-два письма с предложениями. Понятно, что в основном инвестиции идут в металлургию, в недвижимость, в телекоммуникации. Но начинают притекать и в промышленность, металлообработку. Кроме уже приведенных примеров, назову небольшую немецкую фирму Franke, которая наладила в нашей области выпуск моек из нержавейки и других материалов: сейчас ими уставлены все наши магазины.

- На модернизацию наших машиностроительных предприятий нужны колоссальные средства. Как вы способствуете их привлечению?

- Какие принципы в него заложены?

Необходима общая система создания благоприятных условий, которая бы не зависела от конкретных чиновников, но заставляла любого из них защищать интересы инвесторов. Для этого в настоящее время готовится областной закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности.

Но самое главное, что предстоит: на практике применить принцип, который используется во многих странах мира, - принцип «единого окна» для инвесторов. Как показывают наши исследования, самая большая проблема, с которой приходится сталкиваться инвестору, - получение разрешения на землеотвод и строительство. Здесь необходимо четкое взаимодействие между федеральной, региональной и муниципальной властью. Но поскольку соответствующие вопросы зачастую решаются на муниципальном уровне, именно здесь в первую очередь нужна реализация этого принципа. Инвестор, выбивая огромное количество разрешений, бегая от одного окна к другому, рискует нарваться на нерасторопность, бюрократизм и даже на какие-то интересы отдельных чиновников. Когда есть «единое окно», возможности чиновника вставить палку в колеса резко сокращаются. Вот это главное, я считаю, в готовящемся законе.

- Мы можем оперировать только той частью налогов, которые идут в региональный бюджет, - на землю, на прибыль и других. Предусмотрена возможность предоставления льгот инвестору, неважно - иностранный он или российский, путем принятия постановления правительства по конкретному инвестиционному проекту.


Страхование ответственности сократилось по причине отрицательной динамики в сегментах профессиональной ответственности (падение сборов на 28%), ответственности предприятий-источников повышенной опасности (7%) и страхования ответственности грузоперевозчиков (73%).

В первом квартале 2005 года страховые компании собрали в Уральском регионе немногим менее 11 млрд рублей, а выплатили 3,5 млрд рублей. Компании, регулярные участники рейтинга, продемонстрировали отрицательную динамику в 4,6%. Снижение сборов премии обусловлено постепенным отказом предприятий от схемного (практикующего схемы оптимизации налогообложения) страхования: так, страхование жизни сократилось на 34,3%, личное страхование на 9,3%, страхование ответственности на 3,5%. Положительным фактором по итогам анализируемого периода можно назвать рост имущественных видов страхования на 12,8%.
На сокращение личного страхования повлияли итоги работы компаний СОГАЗ и «КапиталЪ Страхование» (минус 24,8 и 27,1% соответственно). К сожалению, СОГАЗ не предоставил данных в детальной разбивке по взносам. Компания «КапиталЪ Страхование» за прошедший период зафиксировала снижение сборов по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) и страхованию от несчастных случаев на 40 и 94% соответственно.

Несостоятельная автогражданкаИнтерес представляет динамика развития страхования автогражданской ответственности. Практически вдвое сократилась премия в добровольном сегменте (на 48,1%), а обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) продемонстрировало рост всего 4,4%, причем прирост уровня выплат составил 94%.

Главным фактором роста имущественного страхования стало страхование имущества юридических лиц от огня и других опасностей (37%). Страхование автотранспорта выросло на 17%, страхование имущества физических лиц - на 13%. Значительный рост показало страхование строительно-монтажных рисков (378%), а особенно - страхование финансовых рисков (2175%), где главным игроком является РОСНО.

Таким образом, инициативы некоторых депутатов, направленные на снижение страховых тарифов, можно похоронить окончательно. В перспективе речь, наоборот, скорее пойдет об увеличении тарифов. И если сейчас в России ОСАГО занимаются 170 компаний, то в течение года «под сокращение» пойдут, по некоторым оценкам, от 10 до 50 фирм.

Резкий дисбаланс объясняется тем, что с 1 июля 2004 года у пострадавших в ДТП появилась возможность получить компенсацию за ущерб жизни и здоровью. В результате за период действия закона средний уровень выплат поднялся с 3,6 до 64,8%. У 14 компаний, представленных в рейтинге, уровень выплат по ОСАГО превысил максимально установленный в 77%.

Буква закона или закон буквыПомимо проблем с ОСАГО, страховые компании столкнулись с новым испытанием. К 17 июля этого года страховщики должны выполнить положения закона о страховом деле (вступил в силу 17 января 2004 года). Норма гласит: компании не вправе использовать полное или краткое наименование, частично или полностью повторяющее наименование другого субъекта страхового дела. Несоблюдение требования станет основанием для отказа соискателю в выдаче лицензии.

В региональной структуре собранных страховых премий отрицательную динамику показали Тюменская и Оренбургская области: 23,5 и 7,1% соответственно. Однако, несмотря на сокращение доли Тюменской области на 17%, она сохраняет лидирующие позиции по сбору премий на Урале.

На сайте Агентства страховых новостей тут же развернулась дискуссия на тему, кто должен изменить название - «Росгосстрах» или «Ингосстрах». Профессиональные участники рынка решили разобраться с новыми требованиями закона на примере этих старейших компаний, а полученные результаты экстраполировать на весь рынок. Согласно логике закона, частичное совпадение названия компаний недопустимо. Однако названия этих страховщиков не ассоциируются и никогда не ассоциировались друг с другом ни у страховщиков, ни у страхователей, включая потенциальных. В итоге 55% опрошенных высказалось за то, что никто не должен менять название.

Невнимательный страхователь, конечно, может перепутать Росгосстрах и Росстрах или Московскую страховую компанию и Московскую акционерную страховую компанию. Но эта проблема - не предмет деятельности законодателей. Кроме того, формулировка в законе конгениальна: по ней к частичному совпадению можно отнести даже одинаковые буквы. Абстрагируемся от страхования и проиллюстрируем несуразность требований на простом примере: слова «гадость» и «радость» различаются только одной буквой, но их же никто не путает.

Подобные лексические упражнения - яркое подтверждение квалификации наших законодателей. Приняв закон, они не совсем продумали, как страховщики должны его выполнять. Неудивительно, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.

Вероятно, решать подобный вопрос нужно не с помощью законодательных актов, а усилиями самих участников рынка путем эффективного управления брэндом. Пока единственным выходом представляется корректировка закона, разрешающая частичное совпадение полного названия, но запрет полного совпадения сокращенного - аббревиатуры.


Главная страница :: Энергоносители :: Страхуйся от депутата с инициативой
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz