Главная страница :: Энергоносители

За нашу «победу» Управляемые компании Сердца четырех Вагончик тронется Вбивая золотые гвозди «о-о!» Блоками по энергодефициту Ближе к духовности Что хочу, то разворочу мягкая мебель

Сферой музыки фестиваль не ограничился: поэтическое Crescendo представило молодых поэтов Москвы и Екатеринбурга, а в рамках театрального состоялись два необычных спектакля - саунд­драма «Морфий» московского театра «Et cetera» и обладатель «Золотой маски» Ballet Imperial знаменитого пермского балета с соло на фортепиано Дениса Мацуева. Успехом пользовался концерт, где к биг­бэнду Георгия Гараняна присоединились классические музыканты, любящие на досуге поиграть в джаз. В качестве почетных гостей выступили Михаил Плетнев и виолончелист Александр Князев. Последнему вместе с юной скрипачкой Аленой Баевой, которую ведущий концертов Святослав Бэлза назвал «царьдевицей» русской скрипичной школы, выпало открывать музыкальный форум в сопровождении УАФО под управлением Дмитрия Лисса. А Плетнев, который недавно объявил об окончании своей деятельности как пианиста, прилетел дирижировать уральским оркестром на концертезакрытии. Вместе с Мацуевыми они играли Листа, и дуэт двух мощных, абсолютно разных музыкантов стал и главной интригой, и бесспорной кульминацией феста.

Альтист Максим Рысанов и дирижер Александр Сладковский репетируют знаменитый концерт Альфреда Шнитке, посвященный Юрию Башмету. Рысанова, кстати, прочат Башмету в преемники
Музыкальный фестиваль Crescendo лаконично и внятно формулирует концепцию: представить новое поколение русской исполнительской школы. Вопрос - кому? - не возникает. Конечно, российскому слушателю: за рубежом этих музыкантов и так уже знают. В лихие 90е утечка наших талантов на Запад происходила по многим направлениям, музыкальное было едва ли не самым массовым. Известные музыканты обосновывались в Европе, уезжали целыми оркестрами, с семьями, увозили одаренных детей, получивших, однако, первоначальное музыкальное образование на родине. В последние годы происходит возвращение: когото Россия не слышала лет 15, как, например, недавно выступавшего в Екатеринбурге знаменитого дирижера Дмитрия Китаенко, а когото открывает для себя заново. Замысел Crescendo принадлежит известному продюсеру, генеральному директору Российского государственного театрального агентства Давиду Смелянскому и формулируется им как «фестиваль наоборот». Обычные фестивали используют набор известных, раскрученных имен с небольшими вкраплениями начинающих, а тут - сплошь молодежь, плюс пара мэтров для солидности. Идея обрела конкретную форму, когда к делу подключился известный пианист Денис Мацуев, ставший арт­директром Crescendo. Для первого фестиваля он собрал своих однокашников по Центральной музыкальной школе, друзей из программы «Новые имена». Первый фестиваль провели в Москве в 2005 году, он получил большой резонанс и поддержку президента России. Тогда же было решено, что Crescendo будет ежегодно проходить в крупнейших городах страны. Выбор первого после столиц российского города Смелянский и Мацуев рьяно обосновывали на всех пресс­конференциях: в Екатеринбурге едва ли не лучшая в России филармония и суперпрофессиональный оркестр. В программе фестиваля Уральскому филармоническому (УАФО) действительно выпали сложнейшие нагрузки: за восемь дней пять концертных программ, четыре дирижера, множество репетиций. Боевое крещение получил и недавно созданный Уральский молодежный симфонический оркестр (УМСО).

Судя по рассказам участников фестиваля, первый выезд в глубь России принес им незабываемые впечатления: если до сих пор некоторые из них вполне комфортно чувствовали себя гражданами мира, то теперь появилось и ощущение сопричастности к родной земле. Российским поклонникам классической музыки явлена когорта исполнителей, идущих на смену знаковым фигурам XX века. Очевидно: тяжелые годы отечественной истории не смогли прервать великих традиций русской музыкальной школы. Что останется кроме сладкого послевкусия в сердцах меломанов уральской столице? Филармония дает надежду на новые встречи с полюбившимися музыкантами: более глубокие знакомства с ними запланированы в абонементе «Звезды Crescendo» уже в следующем сезоне.

В групповом портрете участников Crescendo много общих черт: средний возраст около 30ти, почти каждый - из музыкальной семьи, у всех за плечами многочисленные победы на международных турнирах, выступления на престижных европейских площадках и сотрудничество с известными дирижерами и музыкантами. Некоторые так и живут на Западе, хоть и гастролируют по всему миру, как например великолепный гобоист Алексей Огринчук, солист знаменитого королевского оркестра Concertgebouw (Амстердам). Его случай уникален: за рубежом высоко котируются наши струнники, пианисты, певцы, а вот исполнителей на духовых, забравшихся столь высоко, еще не было. Дружная команда прибыла из Лондона: пианистка Екатерина Апекишева, альтист Максим Рысанов, виолончелистка Кристина Блаумане и скрипач Борис Бровцын показали высокий класс камерного музицирования. Роскошным виолончельным звуком блеснул прибывший из НьюЙорка Борислав Струлев. В команде Crescendo появилось и более юное поколение: кроме Баевой, это баянист Айдар Гайнуллин - не просто виртуоз, но еще и автор музыки к спектаклям и кинофильмам («Эйфория»); виолончелист Сергей Антонов, победитель последнего конкурса Чайковского. Компанию инструменталистов разбавили два певца: солист Большого театр Михаил Казаков, пожалуй, самый качественный бас из поколения молодых певцов, и сопрано из Баку Динара Алиева.





Один из самых «возрастных» фестивалей России (старше «Золотой маски») «Реальный театр» за 18 лет существования сохранил присущую молодости способность чувствовать время, а значит, быть современным. Придуманный для того, чтобы отражать реальность театра, а через нее - жизни, он выполняет эту сложную задачу. Короткая ретроспектива: пятый «Реальный театр» (год 1999, фестиваль проводится раз в два года) имел преимущественно черную окраску - преобладали спектакли в духе «чернухи», бытовой и социальной. Действительно, время после «черного августа» многих застало врасплох и лишило уверенности в будущем. Шестой (2001): просветлело, но надежда на хорошую жизнь еще не проявилась, окрас серый. Седьмой (2003): театр растерян, ощущается отсутствие направления движения. Зато через два года ситуация абсолютно иная: восьмой фестиваль - экспериментаторский, смелый и яркий.

Не заводите роман с эпохой - может плохо кончиться («Чонкин»)

Семейный бюджетКак обычно, на фестивале господствовали классики. Вспомним других классиков - бытие определяет сознание. И прежде чем говорить о любви, поговорим о деньгах.

Нынешний, девятый «Реальный театр», стал самым активным, максимально спорным, одновременно очень личностным и социально озабоченным. Спектакли не о том, как выжить, а о том, как лучше жить. Постановки, которые отобрал для фестивальной программы его автор и единственный эксперт Олег Лоевский, отсмотрев около двухсот спектаклей по всей России, разные, самобытные, содержащие противоречия внутри себя и вступающие в конфликт друг с другом. Фестиваль выглядит эстетическим коктейлем: нынешнее искусство - реальный микст. Но есть вечная тема, через которую раскрываются все сферы жизни, а древние коллизии получают современное звучание, - это взаимоотношения полов.

В Свердловской области, где фестиваль родился, вырос, откуда вышел на всероссийский уровень, на сей раз не нашлось средств, достаточных для отражения театральной реальности в полном объеме. Фестиваль разделился (для оптимистов - размножился). Впервые он получил транзитный характер: начался в Екатеринбурге, продолжился в Нижнем Новгороде. Удивительно, но в бывшем Горьком до сих пор не было крупного театрального фестиваля, зато там есть губернатор, который возглавил оргкомитет и выделил крупную сумму на латание духовной прорехи. В итоге уральский вариант сошел к региональному уровню, а волжский замахнулся на международный: в его программе плюс к общей части - театр Камы Гинкаса, Резо Габриадзе и другие.

Реальная цена фестиваля резко возросла. За режиссеров и востребованные труппы российские проекты сегодня конкурируют с международными. Отсюда и иной уровень гонораров. Еще недавно театры, получившие приглашение на брендовый фестиваль, о гонорарах вообще не спрашивали, работали за кайф показать себя на новых площадках. Но у рыночной экономики есть своя справедливость. Наконецто творческий труд оценивается не только в децибелах аплодисментов, но и в рублях.

Слабый сильный полНа «Грозу» я шла со страхом под названием «комплекс классики»: либо начнется тягомотное пробивание луча света в темном

Но унывать не пришлось. Обнаружились и у нас свои маленькие радости - в лице больших поклонников театра. Так, от бизнесмена, политика и мецената Анатолия Павлова после каждого спектакля вручались персональные денежные премии понравившимся артистам.

Господствующая стихия «Грозы»



«Грозу» Магнитогорского театра драмы в постановке режиссера Льва Эренбурга из Санкт- Петербурга уже прозвали спектаклемскандалом. Судите сами. Распространенное положение артистов - лежа на сцене, то есть на полу - для решения «полового вопроса». Первое появление милого сердцу Катерины Бориса - спиной к залу, стоя, под звук (извините, это не я придумала) долго и характерно бьющей струи.

царстве, либо от знакомой пьесы слова на слове не останется. Опасенияожидания оправдались по второму варианту.

Расползающееся в противоположные стороны впечатление от спектакля удалось приструнить, когда я разделила его на два уровня: принцип и его воплощение. Формально спектакль очень силен. Режиссерские придумки великолепны, неожиданны, смелы и демонстрируют виртуозное владение различными театральными техниками. Масса увлекательных сцен, интереснейшее обыгрывание вещей: через одежду выражаются желания и отношения. Артисты профессионально выполняют жестко заданную режиссером задачу, иной раз работая на грани физических возможностей: балансируя на качающихся досках, окунаясь время от времени в Волгу - реальный бассейн с реальной водой. На таком спектакле не заскучаешь. Но вот сам режиссерский принцип, его физиологический подход (возможно, связанный с тем, что по профессии Лев Эренбург - врач, хирургчелюстник) у многих вызывал неприятие. Чувства ниже живота.

Спектакль - могила для прописных истин школьного учителя. Никаких возвышенных чувств, в том числе и у главной героини, которая здесь главной не является и из общей массы не выделяется. Некоторые характеры столь далеки от привычных штампов, что даже не сразу понимаешь, кто есть кто. Где Дикой? Неужели эта навязчиво заботливая мамаша и есть страшная Кабаниха? Тихон совсем не жалкий, и потому его почеловечески жаль: пострадал хороший мужик от нелюбви собственной жены.

Противоимпульсная терапия

Но все решает результат. По­своему интерпретировав практически все образы пьесы, отойдя от привычного обличения затхлого купеческого быта, спектакль создает­таки ощущение темного царства, причем не позапрошлого века, а вполне теперешнего. Отвращение, которое порой вызывает происходящее на сцене, возможно, и есть то чувство, на которое рассчитывал создатель спектакля. Вот во что превращается жизнь, когда люди только пьют и хотят друг друга. Вот как выглядит со стороны женское царство, мир, где якобы заправляют женщины, потому что мужчины ослабели от алкоголя и духовной импотенции. Ничего достойного из рокировки силыслабости не выходит.

Два фестивальных вечера были посвящены теме женской неудовлетворенности. После «Грозы», которая так и не разбушевалась стихией, а прошла мелким дождиком страстей (но и он стал губителен для слабых растений), наступил внешне тихий и покойный «Месяц в деревне». Кто устал от авангарда на сцене, отдыхал душой. Впрочем, с неменьшим успехом он мог бы отдохнуть, просто взяв и почитав пьесу Тургенева. Спектакль новосибирского театра «Глобус» в постановке Александра Кузина, почти ничего сверх известного текста не предъявил зрителю. Вот и спрашивается, что лучше: неудержимые режиссерские фантазии или их отсутствие; свободное до полной деформации обращение с классикой или ее глубокое почитание на грани зависимости.



Сюжет распространенный, но театр для того и существует, чтобы в известных текстах и коллизиях отыскивать новые смыслы. Единственная, на мой взгляд, актуальная нота постановки - это противостояние чувства как импульса и чувства как долга. Сегодня в ранг эталона вводится чувство­импульс. Но, как убедительно говорит герой пьесы Михаил Ракитин, есть вещи важнее любви. Постановка поднимает чувства выше живота, но и выше сердца.

Но именно этот спектакль раскрыл заявленную в «Грозе» тему чувства как стихии, перед которой человек беззащитен. В глубине деревенского омута бушуют страсти. Имеющая все традиционные составляющие счастья (богатый муж, благородный поклонник, хороший сын, обеспеченное существование), главная героиня Наталья Петровна страдает. Не было в ее жизни настоящей любви. Ее любили, а она - нет. На ловца и зверь бежит: чувство налетает на нее неожиданно, выбрав неуместный объект - юного учителя. Будущее - невозможно. Страдают - все.




Родился, крестился, женился, умерТакова схема жизни человека. Спектакль единственного столичного гостя - Российского академического молодежного театра

(РАМТ) «Правила поведения в светском обществе» представляет собой лекцию на тему «как жить по схеме». Сочинил ее Жан-Люк Лагарс, а читает Нелли Уварова, которая в этом качестве выглядит более интересно, чем в роли Кати Пушкаревой из пресловутого сериала (Олег Лоевский, рассказывая о появлении спектакля в фестивальной афише, оправдывался: «Я давно знаю Нелли как прекрасную трагическую актрису, и лишь недавно узнал, что она еще и серийная телезвезда»). Как сделать предложение понравившейся девушке? Как выбрать крестных родителей? Как рассадить гостей на свадьбе и на поминках? Героиня, уча правилам приличия и то и дело выбиваясь из них, демонстрирует невозможность существовать в строго заданных рамках. Ее смешная лекция способна довести впечатлительных зрителей до слез.

Нелли Уварова читает лекцию о родах и похоронах «Правила поведения в светском обществе»)

По обычаю, Николай Коляда сам участвует в спектакле в роли неглавной, но действие скрепляющей. Тень отца Гамлета присутствует на сцене перманентно, связывая царство живых с миром мертвых, суету

Иногда схема существования и вовсе купирована: «родился - умер». Такова укороченная цепь жизни Гамлета. У Николая Коляды после себя («солнце русской драматургии», СРД - его самоназвание) два любимых драматурга: Шекспир и Гоголь. Этапные спектакли сделаны именно по их произведениям: «Ромео и Джульетта», «Ревизор», «Гамлет». Скоро начнется постановка «Шинели». Очевидно: как режиссер, во взаимодействии с чужими текстами, Коляда более свободен. Спаянность формы и содержания полная: крепче и круче СРД театральный раствор сегодня никто не замешивает. Кажущиеся излишества и чрезмерности - всегда оправданы. Формы много, но содержание от того только нарастает. В «Гамлете» новые смыслы не зачеркивают старые, а существуют рядом с ними.

Тень отца Гамлета (исполнитель Николай Коляда) - самый светлый образ спектакля



Кстати, о критиках. Если первые опыты режиссерской техники Коляды ими громко развенчивались, то постепенно приходило привыкание, а с ним и понимание. Сейчас наступила стадия поклонения: это мы, критики, возможно, что­то недопоняли, но ему, гению (так Коляду в глаза сегодня называют все, это общее место), виднее. Но вернемся к гендерному срезу фестиваля: в «Гамлете» есть масса сцен, отражающих людскую похотливость и низменные желания, но он поднимается над разделением человека на две половины. Он о том, что равно волнует оба пола. Так что Гамлет вполне мог бы быть женщиной.

с вечностью. Это единственная фигура, от которой веет знанием и покоем. Отличие спектаклей «Колядатеатра» от прочих: рисуют даже самыми черными красками, но всегда есть свет. «Коля, он добрый», - отозвался о нем один из критиков.

…«Это что за село? - Красное. А сперва называлось Грязное». Несколько ироничных слов изпод пера Войновича, несколько задорных куплетов 30 - 50х годов - и нужная атмосфера создана. Модная клиповость постановки помогает сблизить времена, прошлое и настоящее, и уложить большой текст в три часа действия без потерь. Молодая энергия артистов ТЮЗа плещет в зал, тот отвечает взрывами смеха. Если бы фестиваль был конкурсом и вручал приз зрительских симпатий, он достался бы «Чонкину»: голосовали аплодисментами. Веселый получился спектакль о грустном.

Роман с эпохойДва спектакля фестивальной программы рассказали о личной трагедии через трагедию эпохи. Оба - музыкальные, оба - из Перми, оба замахнулись на эпопею: «Доктор Живаго» академического театра драмы и «Чонкин» Театра юного зрителя. И еще одна общая черта - одобрение авторской фамилии: идею первой постановки поддержал сын Бориса Пастернака; на премьере второй присутствовал сам Владимир Войнович.

Для Перми, которая в последнее время активно самоидентифицируется как город Юрятин, выбор актуален. Ресурсы на постановку выделены немалые. Спектакль можно описать в цифрах. В нем занята вся актерская труппа, а также детский хор и 27 человек оркестра. Сшито 450 костюмов, подобрана тысяча мелких аксессуаров. На сцене установлено 12 тонн декораций. Интересно, что сам постановщик о романе высказался так: «Его невозможно пересказать, его невозможно прожить. Его даже дочитать невозможно». Я бы добавила: и досмотреть.

Бесхитростная любовь Вани Чонкина и Нюрки разбилась под давлением внешних обстоятельств - как и сложные, переменчивые взаимоотношения Юрия Живаго и Ларисы. Режиссер Борис Мильграм осуществил рискованный эксперимент - мюзикл в драматическом театре, да еще по мотивам столь неоднозначного произведения, как «Доктор Живаго».


Главная страница :: Энергоносители :: Борьба полов
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz