Главная страница :: Энергоносители

Пробки — в воздух Инвестора меняют Пройти по краю земли Искусство голое и голимое Притушить факелы Меткомбинатам не хватает энергии Трамвай желания Влетят в копейку Алгоритм привлечения денег мягкая мебель

Учитывая, что председатель рабочей группы, разрабатывающей проект, губернатор Челябинской области Петр Сумин встречался с президентом РФ Владимиром Путиным еще 11 апреля и по заявлению, сделанному Суминым для СМИ, «проект был в целом одобрен», идеология его не изменится. Вряд ли помогут, к примеру, высказывания министра финансов Алексея Кудрина о том, что увеличение вливаний денег в экономику без создания условий для роста объемов предложения вызывает опережающий рост цен на жилье. Равно как и утверждение заместителя министра Минэкономразвития Андрея Шаронова, что снижение первоначального взноса заемщика до 10% сильно увеличивает риски невозврата кредита. Ипотеку будут накачивать деньгами. А значит, дальнейший значительный рост цен на жилье обеспечен. Для большинства населения оно станет менее доступным. Это первое.

Когда стало известно, что заседание Госсовета 19 апреля будет полностью посвящено проблемам жилищного рынка, самым логичным предположением было следующее: разговор пойдет о первых итогах вступления в силу «жилищного пакета» законов, обнаруженных в полевых условиях недоработках и методах их исправления. Ничуть не бывало. О пакете речи вообще не вели, если не считать общего утверждения, что он «создал условия, необходимые для развития рынка жилья». Ни слова не сказали и о недостатках. Между тем на прошедшем в конце апреля Пятом форуме столичных риэлторов сырых мест в законах обнаружили массу. Общее настроение форума: условия для создания рынка доступного жилья в России так и не созданы, и если парламентарии продолжат с такой же скоростью штамповать законы подобного качества, оно вряд ли появится вовсе.Вторая очевидная тема для обсуждения: как сгладить главное противоречие жилищной реформы - разрыв между активно стимулируемым платежеспособным спросом и системно опаздывающим ростом предложения (подробнее о проблеме см. «Э-У» 4 от 31.01.05 «Спрос лубяной - объем ледяной»). Мы снова не угадали. Более того, разработчики национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», представленного на Госсовете, собираются этот разрыв углубить. Львиная доля предлагающихся мер нацелена на раскручивание ипотеки. Главные новации: субсидировать за счет государства часть процентной ставки по ипотечным кредитам так, чтобы она составляла для населения 7 - 9% годовых; компенсировать молодым семьям часть кредита за каждого родившегося ребенка; субсидировать часть первоначального взноса.

Третий тревожный факт: разработчики проекта еще теснее переплели развитие строительного рынка и модернизацию ЖКХ. Главная опасность - деньги, выделяемые на создание новой инфраструктуры, будут по большей части уходить в бездонную яму коммуналки. Именно стыковка полностью рыночного строительного сектора и нерыночного коммунального порождает значительную долю проблем застройщиков, увеличивая издержки строительства, которые при этом проблем ЖКХ не решают: там только-только формируется бизнес, который будет «считать сам себя», а не тянуть деньги строителей.

Второй важнейший момент: национальный проект - это расширенная и дополненная модификация ФЦП «Жилище». Самим Госсоветом реализация этой программы признана неэффективной. Между тем все подпрограммы, в нее входящие, в новом проекте парадоксальным образом сохранены, только потратить на них предполагается в течение пяти лет не 110,4 млрд рублей, ранее запланированных, а 657,3 миллиарда. Видимо, с той же эффективностью.

Складывается впечатление, что мы на пороге правительственной авантюры небывалого доселе масштаба: больше триллиона рублей в течение пяти лет будет потрачено без всяких гарантий эффективности.

Проект - это, во-первых, 94 новых нормативно-правовых акта, имеющих непосредственное отношение к строительному рынку, которые предстоит принять в ближайшие годы; во-вторых, 125 глобальных организационных мероприятий; в-третьих, существенное увеличение бюджетного финансирования существующих подпрограмм федеральной целевой программы «Жилище» и создание новых подпрограмм. Общий объем финансирования - 1,3 трлн рублей (480 миллиардов - бюджеты регионов, остальное - федеральный бюджет).


Есть, однако, и пессимисты. Так, исполнительный директор ассоциации «Спецсталь» Андрей Воронин уверен: заградительные меры отечественных производителей не спасут - место импортеров из ЕС займут компании ЮгоВосточной Азии и Китая. По его мнению, необходимо решать проблему «серого» импорта путем экономического регулирования и ужесточения государственного контроля за импортом.

20 марта этого года в России начала действовать антидемпинговая пошлина в размере 840 долларов за тонну на импорт никельсодержащего проката из Евросоюза. Ввести ее российское правительство решило по итогам расследования, инициированного Челябинским металлургическим комбинатом (ЧМК, входит в «Мечел») в 2004 году. Вскоре после введения пошлины «Мечел» объявил о намерении увеличить производство нержавеющей стали на ЧМК к 2011 году в 7,5 раза. В компании отмечают: без антидемпинговых мер такие планы были бы невозможны.

- По нашим оценкам, объем выплавки нержавеющей стали в России в 2006 году составил 127 тыс. тонн, при этом в мире он достиг 28,3 млн тонн. Основными причинами, сдерживающими рост производства, остаются низкая рентабельность и неблагоприятные условия внешней среды, в которых развивается рынок. На протяжении десятков лет в развитие производственной базы не вкладывались сколько-нибудь значительные средства, дальше латания дыр и перенастройки прокатных станов дело не шло. Оборудование устарело физически и морально, на некоторых предприятиях износ превышает 90%.

Не в коня пошлины- Андрей Александрович, российский рынок нержавеющей стали в 2006 году демонстрировал рост и потребления, и производства. Но импорт продолжает превалировать. Что сдерживает развитие отечественных производителей?

При этом большинство ведущих мировых производителей нержавеющей стали не обладают сырьевыми ресурсами для ее производства: у них нет никеля, феррохрома, лома в достаточном количестве. Все это ввозится со всего мира. В России наоборот: есть все необходимое, кроме современного производства. Поэтому мы экспортируем никель, лом, ферросплавы, а продукцию из нержавейки импортируем.

Между тем мировая индустрия нержавеющей стали шагнула далеко вперед. Помимо роста объемов производства, западные предприятия уделяли повышенное внимание модернизации оборудования и совершенствованию технологий. С конца 70-х годов прошлого столетия потребление электроэнергии при выплавке сократилось на 34% с 625 кВт до 410 кВт, продолжительность плавки - со 180 до 60 минут. Вес слябов и материнского рулона увеличился с 18 до 30 тонн. Скорость холодной прокатки возросла с 450 до 1000 метров в минуту, выход годного от выплавки до производства холоднокатаного плоского проката - с 87 до 91%. Если сравнить эти показатели с показателями отечественных предприятий - небо и земля.


- Насколько эффективна в этих условиях антидемпинговая пошлина на импорт нержавеющего никельсодержащего проката из стран ЕС?

- Я не верю в эффективность этой меры. Начнем с того, что никакого демпинга со стороны производителей стран ЕС не было. Данные таможенной статистики РФ, взятые Минэкономразвития в качестве доказательной базы, не соответствуют реальному уровню экспортных цен европейских компаний. Единственное, что можно им предъявить, - это косвенную поддержку «серых» схем импортных поставок. Получая заказы от российских компаний, а оплату - от оффшорных, не подписывая прямых контрактов, но имея свои представительства в России, иностранные производители из стран ЕС не могли не знать, каким образом их продукция попадает на российский рынок. Сейчас в отношении одного из таких производителей, концерна Outokumpu, финская таможня проводит расследование. Как стало известно, Outokumpu поставлял продукцию по двойным счетам, частично получая оплату из России, а оставшуюся часть - со счетов оффшорных компаний из зарубежных банков. Деньги из России отражались в качестве таможенной стоимости при ввозе продукции на территорию РФ, с нее уплачивались ввозная таможенная пошлина и НДС. Средства от оффшорных компаний дополняли реальную стоимость товаров до 100%. Такая схема позволяла российским компаниям значительно снижать таможенные платежи и получать необоснованные конкурентные преимущества. Результаты расследования должны быть опубликованы, думаю, определенная часть будет направлена в Россию, в адрес ФТС и Генпрокуратуры.

Андрей Воронин

- Толлинг, точнее, переработка лома нержавеющей стали вне таможенной территории РФ с последующим ввозом готовой продукции - просто схема. Одно из главных условий реального толлинга - идентификация вывезенного сырья в ввезенной готовой продукции. Идентифицировать сляб в готовом прокате можно по химическому составу, плоский прокат - в сварных трубах, трубную заготовку - в бесшовных трубах. Но как идентифицировать неоднородный по химическому составу лом в прокате различных марок? Таможня сама выдает разрешения на переработку, и сама же себя контролирует. Поэтому толлинговая схема на вывоз лома нержавеющей стали с последующим ввозом готового плоского проката - это плод совместных усилий компанийимпортеров и таможни.

- Почему в поставках из ЕС чаще задействованы толлинговые схемы?

Российский толлинг ориентирован на ввоз более дорогого никельсодержащего проката, где уплата таможенных платежей максимальна. Поставки по толлингу в основном идут по контрактам, заключенным с производителями из Великобритании, Швейцарии и Германии. При том что в Великобритании плавильные мощности закрыты, в Швейцарии вообще нет производства плоского проката из нержавейки, а Германия отличается наиболее высоким уровнем цен. Таким образом, говорить о толлинге лома нержавеющей стали как о реальной внешнеторговой операции просто нельзя.

С одной стороны, толлинг позволяет экспортировать лом без уплаты вывозной таможенной пошлины, с другой - ввозить готовый прокат по значительно меньшей цене, якобы оплачивая только переработку. По нашим оценкам, объем российских экспортных поставок лома нержавеющей стали в 2006 году составил 286 тыс. тонн, в том числе по толлингу 60 тыс. тонн.

- Официально таких заявлений не было. Но по информации, опубликованной в Metall Bulletin, представители все той же Outokumpu сообщили, что не будут более поставлять нам продукцию. К тому же Outokumpu не имеет производств вне стран ЕС, поэтому производимый плоский никельсодержащий прокат попадает под действие антидемпинговой пошлины в размере 840 евро за тонну.

Тигр не спит- Производители из ЕС уже начали отказываться от поставок в Россию?

- Страны ЮгоВосточной Азии, в первую очередь - Китай. Производство нержавеющей стали там быстро растет: в 1999 году объем не превышал 600 тыс. тонн, результат 2006го - более 5,3 млн тонн, первое место в мире. Такой рывок был бы невозможен без государственного участия и поддержки. Хорошие перспективы имеют и южнокорейские компании. В частности POSCO с объемом выплавки более 2,0 млн тонн является одной из немногих азиатских компаний, производящих на постоянной основе высококачественный плоский и сортовой прокат из популярной в России марки AISI 321 (российский аналог 12Х18Н10Т).

- Кто займет нишу?

- Можно увеличить объемы производства только той продукции, которую предприятия выпускают. Но, например, широко используемый на российском рынке плоский прокат с поверхностью 2В, ВА, 4N, горячекатаный плоский прокат толщиной от 20 мм по стандарту, а не протоколу ЧМК делать пока не может. Поэтому увеличение потребления этой продукции пойдет за счет импортных поставок. И нет большой разницы, откуда - из Европы или Бразилии, ЮАР, Южной Кореи, Тайваня, Индии, Китая.

- Каковы шансы российских металлургов увеличить долю рынка?

- Какие меры, с вашей точки зрения, могли бы более эффективно защитить российского производителя?

Все эти страны обладают современными специализированными производствами плоского проката из нержавеющей стали полного цикла, и все они - экспортноориентированные. Открывать в отношении каждой очередное антидемпинговое расследование нереально: компании только одной из этих стран могут полностью обеспечить потребности России в плоском нержавеющем прокате. Российский рынок потребления этой продукции оценивается на уровне 150 тыс. тонн, объем отечественного производства - 51 тыс. тонн, объем импорта по итогам 2006 года - более 106 тыс. тонн. При этом в мире производят свыше 19,2 млн тонн плоского проката.


- Поможет ли возрождению отрасли активное вмешательство государства, например, объявленное создание холдинга спецсталей «РусСпецСталь»?


- Основная и единственная - введение минимальной таможенной стоимости на импорт продукции из нержавеющей стали на уровне реальных мировых цен и усиление контроля. Пока экономическая выгода от занижения таможенной стоимости превышает степень риска использования «серых» поставок, на одного выбитого из обоймы будут приходить два новых. Реальная таможенная стоимость сделает бесполезным использование полулегальных схем. И конечно, было бы неплохо наладить общественный контроль за процессом выдачи таможенными органами разрешений на толлинг, хотя этим по сути уже занимается Генеральная прокуратура.

- Какие основные инвестпроекты, реализуемые российскими производителями, изменят лицо отрасли?

- Создать холдинг путем объединения отечественных предприятий - идея правильная и своевременная. Однако не надо путать объединение в госхолдинг и организацию современного конкурентоспособного производства. Естественно, что государственный интерес в производстве специальных сталей поможет решить негативные проблемы развития рынка, но без серьезных инвестиций нарастить производство невозможно.

Некоммерческая организация Ассоциация потребителей и поставщиков специальных сталей и сплавов - «Спецсталь»

- Пока мы можем говорить о двух крупных проектах: комплексного технического перевооружения Златоустовского меткомбината, реализуемого управляющей компанией «Эстар», и строительства нового производства сортового проката на Горьковском металлургическом заводе. Их реализация будет способствовать значительному увеличению объемов производства продукции из нержавеющих и специальных сталей. Свою программу развития производства готовит «Мечел», и это нужно только приветствовать. Но давайте все же дождемся конкретных шагов.

Дополнительные материалы:

Создана в апреле 2006 года. Включает семь металлургических компаний, в том числе УК «Эстар», ВолгоВятское промышленное снабжение, ТД МЗ «Красный Октябрь». Основные цели: популяризация применения и использования продукции из специальных сталей и сплавов в различных отраслях промышленности и в стройиндустрии, содействие формированию цивилизованных рыночных отношений, противодействие недобросовестной конкуренции. Реальная таможенная стоимость сделает бесполезным использование полулегальных схем.


Главная страница :: Энергоносители :: Серые начинают и выигрывают
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz