Главная страница :: Энергоносители

Комплексный обет Homo sapiens в поисках равновесия Нашли крайнего Искривления пространства Подковерная технология Мama сucarella, или песня тобольских призывников* Диван антиглобалиста Выйди из класса мягкая мебель

Сильная ювелирная промышленность Свердловской области - миф. Поддерживают его лишь традиционно бытующее мнение об Урале как о «каменном поясе России» да выставочные презентации дизайнерских украшений: так, в начале сентября свердловские мастера увезли с очередной международной выставки «Ювелир» в Москве две золотые медали из девяти. На самом деле ситуация далека от блестящей. Свердловский ювелирный рынок, по оценкам как местных, так и московских производителей, мал и тенист.

: Константин Зубов

По официальным данным, предоставленным комитетом по бытовому обслуживанию населения администрации Екатеринбурга, в городе зарегистрировано 50 производств и мастерских, причем половина из них занимается только ремонтом или производством из лома. Среди тех, кто специализируется на крупном производстве, участники рынка выделяют четыре компании: «Ювелиры Урала», «Эрми», «Ювелирный дом» и холдинг «Рифеста». Кроме того, в столице Среднего Урала действуют около десятка небольших производств, а также художники, работающие «штучно», в премиум-сегменте.

«Выходя с розничной сетью на Урал, местных производителей как серьезных конкурентов мы даже в расчет не принимали, - рассказывает екатеринбургский представитель Московского ювелирного завода Юлия Герц. - Условия для развития ювелирной промышленности в Екатеринбурге и Свердловской области не самые лучшие: рабочая сила дорогая, арендная плата высокая, кадров не хватает. Мы открываем заводы там, где себестоимость ниже, например в Армении». Поэтому сети ювелирных салонов федералы расширяют, но с организацией собственного производства не спешат: рентабельность розничной торговли ювелирной продукцией в несколько раз выше, чем их производства. Исключение - московская компания «Адамас», открывшая в апреле завод в Екатеринбурге.

От эскиза до прилавкаНа вопрос, как выстроен производственный процесс на ювелирном заводе, как правило, получаешь один ответ: дизайнеры готовят эскиз, он утверждается, запускается в работу, затем образец дорабатывается и уходит в производство. Часть украшений делают методом отливки или штамповки, часть - вручную. После выпуска партию отправляют в пробирную мастерскую, а после получения пробы - в продажу. Весь цикл занимает от 2 до 4 месяцев. Именно из-за его длительности, отмечают промышленники, возникают сложности: сырье закупают по предоплате, а прибыль от продажи ювелирных изделий получают в лучшем случае через квартал. Некоторые изделия, не найдя покупателя, могут лежать на витрине годами.

Кроме украшений от уральских ювелиров, на прилавках свердловских магазинов представлена продукция отечественных заводов (московских, санкт-петербургских, костромских), а также импорт. При этом совокупная доля официальных производителей любого происхождения, по оценке директора компании «Эрми» Андрея Ялунина, не превышает 40%. Остальное - теневой сектор.

С сырьем - тоже без затей. Официальные производители покупают его в банках (золото и другие драгметаллы) и у компаний, специализирующихся на продаже драгоценных камней.

Местные официальные производители предпочитают ориентироваться на состоятельного покупателя и производят, как правило, эксклюзивную или мелкосерийную продукцию - от нескольких десятков до двух-трех сотен в партии. (Исключение - «Ювелиры Урала», где 60% продукции - крупносерийка.) Прибыль делается не за счет больших объемов производства, а за счет дорогих уникальных украшений. Если цена на изделия, производимые большими сериями, - от 600 рублей за грамм, индивидуальные и мелкосерийные обойдутся в среднем в пять раз дороже. Стоимость таких украшений с драгоценными камнями может достигать нескольких миллионов рублей.

Хранить в темном местеВ отличие от официальных производителей, схемы работы теневиков гораздо более разнообразны. Самую простую описал ювелир, работающий на одном из подпольных производств Екатеринбурга:

А вот по поводу совмещения производственного и розничного секторов в рамках одной компании ведутся споры. «Розница - это совершенно другой бизнес, - уверена коммерческий директор компании “Ювелиры Урала” Светлана Храмова, - поэтому у нас открыт только один салон при заводе, но он выполняет роль скорее “выставочного стенда”, чем источника дохода». Другие компании, напротив, открывают сеть ювелирных магазинов, в которых реализуют как собственную продукцию, так и изделия других производителей. Например, в холдинг «Рифеста» входит сеть одноименных бутиков и ювелирных магазинов «Алмаз клуб», компания «Ювелирный дом» также владеет сетью ювелирных салонов в Екатеринбурге и Свердловской области.

Еще проще с производителями из Турции, Египта, стран Азии: привозишь партию украшений, перебиваешь клейма или приделываешь к цепочкам и браслетам уже имеющиеся колечки с проставленными пробами от российских украшений. Себестоимость производства там ниже, чем у российских ювелиров: во-первых, дешевая рабочая сила, во-вторых, сплав, из которого изготавливается украшение, может содержать очень незначительную долю золота, остальное - присадки. Многие из них добавлять в золото просто нельзя, оно становится очень хрупким, и долго такое украшение не проживет.

- Открывается ювелирный магазин, при нем - мастерская по починке изделий и ломбард. Официально все разрешения есть: на скупку лома драгметаллов, на работу с ним, на продажу ювелирных изделий. И никто особенно не вникает в то, что мастерская по большей части не ремонтирует, а производит собственную продукцию. А даже если кто и заинтересуется, договориться можно всегда. Сырье на таких предприятиях, понятно, никто не покупает официально в банках, как это делают крупные заводы. Существует стройная цепочка - от ломбарда и вокзальных парней «золото-доллары-покупаю-дорого» до нас. Скупщик может приобрести золото по 200 рублей за грамм (если человек решил продать ему лом драгметаллов, значит, у него есть причины не продавать его официально и дороже). До нас оно доходит, скажем, по 350 - 370 рублей за грамм. Это все равно дешевле, чем по официальному курсу: свыше 500 рублей плюс налоги. Поэтому при розничной продаже можно демпинговать. И все довольны: каждый из участников получил свою прибыль, а потребитель приобрел украшение подешевле. Он вряд ли заинтересуется, из чьих зубных коронок изготовлено его обручальное кольцо.

Однако попытки выяснить, как следует бороться с теневым сектором на ювелирном рынке, наткнулись на полное непонимание со стороны официальных производителей. «Если нелегальные украшения производятся и привозятся, значит, этот сектор кому-то нужен», - комментирует один из участников рынка. Складывается впечатление, что местные производители просто поделили рынок с теневиками. Первые заняли нишу производства более дорогих, индивидуальных или мелкосерийных изделий. Вторые отдают предпочтение массовке. «Они не хотят рисковать, поэтому привозят или производят недорогой стандарт, классику, которая всегда найдет своего покупателя», - объясняет Андрей Ялунин.

- Теневой сектор очень мешает работать, - говорит Андрей Ялунин. - «Серые» ювелиры подделывают продукцию местных производителей, в том числе и нашу, продают украшения по более низким ценам, потому что не тратятся на налоги, могут позволить себе выдавать дешевые драгоценные камни за более дорогие: потребитель все равно разбирается в этом слабо.

А вот бороться с легальными произведениями европейских мастеров, конкурентоспособными и качественными, местные ювелиры не смогут. «Получается забавная вещь: Италия практически не добывает собственного золота, но производит огромный объем ювелирной продукции, и она зачастую дешевле, чем у местных производителей», - сокрушается Андрей Ялунин.

Почему у них дешевлеОднако, как считают местные производители, постепенно доля теневого сектора на рынке будет снижаться. «В последние несколько лет заметно выросла как покупательная способность, так и культура потребителя, - рассказывает генеральный директор группы компаний “Ювелирный дом” Виктор Тулупов, - раньше людям было все равно, где и как сделано украшение: главное - купить подешевле и навесить на себя побольше. Теперь стараются выбирать более качественные и интересные изделия».

Во-вторых, сырье, на которое приходится от 50 до 90% затрат при производстве ювелирных украшений, облагается огромным количеством налогов. Так, Россия - единственная страна в мире, где взимается налог на добавленную стоимость (НДС) при покупке драгоценных металлов, пошлина в размере 20% и НДС при ввозе из-за границы драгоценных камней. «В результате отечественные изделия, по некоторым оценкам, в среднем в 1,5 раза дороже итальянских. Отсюда снижение потребительского спроса. Было бы проще, если НДС при покупке драгметаллов был отменен, и налог начислялся только на стоимость затрат при производстве и продаже ювелирных изделий», - считает генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Валерий Радашевич. Но предложение об отмене НДС при покупке драгметаллов в банках министерство финансов Российской федерации неоднократно отклоняло. В последнем разъяснительном письме, опубликованном в июле, сказано: «Позиция Минфина по данному вопросу не изменилась».

Объяснение простое. Во-первых, «90% новых разработок в ювелирной промышленности сегодня принадлежит итальянским мастерам, оборудование тоже производят за границей, - рассказывает Светлана Храмова. - Стоимость оборудования составляет не один миллион долларов. Закупить его в необходимых объемах достаточно сложно. Мы сегодня сотрудничаем с итальянскими фирмами, например с компанией Lucente: отправляем им материал, европейские мастера на своем оборудовании плетут нам цепи и браслеты и отправляют в Россию. Несмотря на длительность производственного цикла, работать по такой схеме нам удобнее и выгоднее».

Наименование затратРоссийское предприятиеЕвропейское предприятие
(на примере Италии) Покупка золотаЦена лондонской биржи + 1-3% банковская маржа + 18% НДСЦена Лондонской биржи + 0,2-0,5% банковская маржа. НДС не взимается НДС на готовую продукцию18%15% Оплата процентов по кредитам15-20% годовых2-3% годовых Источник: Гильдия ювелиров России

Таблица. Затраты на сырье для производства украшений у российских ювелиров значительно выше

Правда, как считают эксперты Гильдии ювелиров России, увеличиваться рынок будет за счет легальных иностранных производителей, а после вступления России в ВТО при сохранении существующей законодательной базы, неконкурентоспособность российских игроков приведет к значительному их сокращению.

Лучше не будет Местные игроки уверены: несмотря на существующие проблемы, ювелирный рынок будет расти. «Развитие ювелирной промышленности наблюдается, когда в стране кризис и люди вкладывают деньги в золото. Или когда экономика на подъеме - и население может тратиться на предметы роскоши. Пока покупательная способность растет, вместе с ней растет спрос на драгоценности», - считает Светлана Храмова.


: Андрей Порубов


Мода на искусство не проходит, но и массовой не бывает
Промышленное, мелкосерийное и индивидуальное производство - такова структура ювелирной отрасли. Два ее полюса - массовка и эксклюзив. Эксклюзивными изделиями из драгоценных камней и металлов занимаются несколько десятков признанных в столице Урала мастеров.

Член Союза художников России Александра Бельская занимается ювелирным делом больше 20 лет, «ювелирный роман» начался чисто по-уральски - с любви к камню. Со временем оценила и металл. Ее стиль искусствовед Татьяна Парнюк определяет как минимализм. Все предельно лаконично, без перегруженности деталями. Металл с камнем не спорят, а гармонируют. Чистый образ, подход к которому не холодноватый концептуальный, а теплый и чувственный. Иногда изделия рождаются от идеи. Например, серия брошей «Цвет радуги», само собой, из семи составляющих: серебряный мост радуги, проливающийся на землю каплями-камнями разного цвета. Иногда сам камень задает образ: кусочек горного хрусталя с природным сколом и включением хлорида выглядит как архетип рыбы; срез агата становится телом лебедя, поддерживаемого серебряным контуром. А порой результат заранее неизвестен, и возникает некая интрига между автором и камнем.

Имена классиков - Леонида Устьянцева и Владислава Храмцова - уже вписаны в ювелирную историю Урала. Им на смену пришло другое поколение. Правда, музейные работники, профессиональные знатоки ювелирного искусства, перечисляют не так много имен. Заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств Татьяна Парнюк называет всего трех ювелиров, которые, по ее мнению, состоялись как профессионалы. Это Валерий Игнаткин, Тимаргали Емалетдинов и Александра Бельская. Мастерскую последней мне удалось посетить. …Это, скорее, небольшой цех: здесь масса станков и инструментов - для пайки, полировки, литья и прочего. Результат, конечно, будет блестеть, а процесс выглядит вполне по-рабочему. Правда, современные технологии совсем не пыльные. Например, 3D-моделирование: изделие сначала строится и программируется на компьютере, затем «выращивается» в объемном принтере, и уже готовая модель служит для отливки нужного количества деталей или целых изделий.

Александра отмечает растущий спрос на эксклюзивные ювелирные изделия как тенденцию. Ситуация развивается циклично: когда ювелирка была отпущена в свободное плавание отменой государственной монополии на драгметаллы, начался период расцвета. «Славным времечком» называют индивидуалы середину 90-х годов, когда у людей появилось желание жить красиво и быть не как все, причем для многих такие желания совпали с возможностями. Кризис 1998 года вынудил немалую часть мастеров перейти к мелкосерийному производству. И лишь несколько лет назад люди расслабились и вновь смогли позволить себе приобретение авторских работ.

О большинстве своих произведений Александра рассказывает, демонстрируя графии: почти все ее работы, представляемые на выставках, тут же расходятся. Часть приобретена музеями (Екатеринбургским музеем изобразительных искусств и областным музеем истории камнерезного и ювелирного искусства), часть хранится в личных коллекциях. Многие произведения выполняются по конкретному заказу. Есть и постоянные клиенты. Например, француз Жак Бонвале начал с того, что приобрел у Бельской подарок на рождество для супруги, а затем одарил изделиями уральского мастера и близких друзей.


Компания « ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» - одно из крупнейших нефтесбытовых предприятий, входящих в состав ЛУКОЙЛа. Обладая большой розничной сетью АЗС, оно выступает основным игроком на топливном рынке Пермской и Кировской областей, контролирует около 20% рынка Свердловской области. В 2003 году ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт закончил присоединение дочерних нефтесбытовых компаний ЛУКОЙЛа в Свердловской и Кировской областях, а в 2004 году сконцентрировался на развитии собственной сети нефтебаз и АЗС, систем управления и контроля качества. Итоги и перспективы- Игорь Викторович, с какими результатами ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт вошел в 2005 год?

Игорь Фомин

- Каково содержание инвестиционной программы и ожидаемые результаты?

- Рассчитываем, что в этом году наши издержки снизятся, потому что в прошлом мы провели огромную работу по их сокращению. Реализованы три большие программы. Во-первых, в Земельном кодексе изменились ставки арендной платы за землю, для нас они возросли в 11 - 30 раз. Поэтому мы выполнили программу выкупа земельных участков. Во-вторых, практически закончили оптимизацию сети АЗС и нефтебаз в Перми и Кирове. Многие заправки построены еще в 60 - 80-х годах, то есть сеть АЗС исторически сложилась. Но сетка дорог с тех пор изменилась: некоторые районы, в прошлом развивающиеся, сейчас в силу различных обстоятельств деградируют. Поэтому мы меняем сеть: строим новые высокоэффективные заправочные станции, реконструируем некоторые старые, выводим из эксплуатации малоэффективные (с малыми объемами продаж, но высокими затратами на содержание) - продаем, сдаем в аренду или ликвидируем. В-третьих, усовершенствовали структуру управления. Нефтебазы и АЗС переводим в подчинение непосредственно филиалам, что, безусловно, позволяет быстрее решать управленческие вопросы на местах, облегчает процесс вертикальных коммуникаций. Это упрощает и улучшает работу. Мы рассчитываем, что в этом году через заправочные станции продадим более 500 тыс. тонн нефтепродуктов.

Цены - Каков ваш прогноз динамики цен на текущий год?

- Инвестиционная программа на текущий год достаточно напряженная. Мы намерены реконструировать, построить и купить 21 АЗС. Основная доля новых заправок придется на Екатеринбург и Свердловскую область: построим шесть АЗС в Екатеринбурге, по одной - в Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском. В Перми запланированы работы только по реконструкции заправок: здесь мы не можем похвастать перспективами закупок новых земельных участков. В Кирове будем и реконструировать, и строить две новые заправки. Рассчитываем, что заработаем по итогам года столько же, сколько в 2004 году, но все будет зависеть от наценок.

- Дорогое дизтопливо не находит спроса? Это естественно…

- Думаю, цены на нефтепродукты останутся высокими. Следовательно, высоки будут и цены на АЗС. С точки зрения эффективности нашего бизнеса картина тоже безрадостна: на сверхдоходы мы не рассчитываем. В 2004 году наши наценки были ниже, чем в 2003-м, в этом - еще ниже. Несмотря на относительно высокую стоимость дизельного топлива, мы торгуем в убыток и не возвращаем даже транспортные издержки. Перекрываем доходами, которые получаем с бензинов.

- Цены на топливо неуклонно повышаются, и у населения есть сомнения в их объективности. Может, все-таки необходимо государственное ценовое регулирование?

- Проблема не в дороговизне. ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез производит дизтопливо стандарта «евро-4», который лишь недавно введен в Европе. Если бы мы могли продавать его, это серьезно улучшило бы экологическую ситуацию в наших регионах. Но объемы реализации дизтоплива и у нас, и по стране в целом в принципе невелики, 18 - 20% в структуре розничной продажи. ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез построен в середине России и не рассчитан на экспорт, за рубеж уходит только то, что не находит потребителя на внутреннем рынке: определенные объемы вакуумного газойля и дизельного топлива. Но у нас на нефтебазах один общий резервуарный парк - и для обеспечения АЗС, и для селян с муниципалами, для которых вопросы качества стоят не так остро, как для автолюбителей. Поэтому мы не можем торговать наиболее качественным, а значит, дорогим продуктом: ряд потребителей уйдет к другим операторам, у которых ниже цена, но ниже и качество топлива. Развести же резервуарный парк - очень дорогая программа. Скорее, мы дождемся, когда вырастет рынок. В Москве, Санкт-Петербурге и приграничных районах доля качественного дизельного топлива в общих объемах реализации доходит до 40%: там быстрее обновляется автомобильный парк.

Этот «кто-то» - рынок, то, о чем мы столько лет мечтали и за что боролись. Нерыночных цен не бывает. Если никто не может предложить аналогичный по качеству продукт дешевле, значит, цена объективна. Рынок не отличается стихийным характером. С ростом мировых цен на нефть меняется входная цена на перерабатывающем заводе, следом меняется оптовая, а за ней розничная. Поэтому все операторы, все компании примерно в один период принимают решение об изменении цен. Но это вовсе не значит, что все мы по всей территории Российской Федерации в сговоре.

- Да, у россиян до сих пор есть устойчивое ощущение, что цены кто-то специально завышает. Но договориться и установить новую цену по действующему антимонопольному законодательству невозможно: уже были примеры серьезных последствий - изъятия всего дохода, полученного от сговора. Нам это ни к чему.

Но я задам элементарный вопрос: если искусственно ограничить цены на нефтепродукты, кто будет вкладывать деньги в развитие производства? И это при том что в Европе, заботящейся об экологии, в ходу стандарт «евро-4», а у нас не везде внедрен даже «евро-2». Еще можно посчитать, сколько налогов включено в цену: НДС, акцизы. Причем налоги с нефтяников берут по мировой цене, а продавать призывают по внутренним. ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукту остается на развитие максимум 5 - 6% от рыночной цены.

Конечно, можно на государственном уровне поставить цель продавать очень дешевый бензин. Но его просто не будет. Я помню времена, когда люди зарабатывали на том, что могли доставать дешевые нефтепродукты; когда во время посевной в полях стояли брошенные комбайны, а селяне торговали на дорогах дизельным топливом. Наверное, кто-то и сегодня мечтает о том же: здесь закупать товар по низкой внутренней цене, продавать его на Западе по мировой и очень хорошо на этом зарабатывать.

- Вызовет ли ценовую революцию вступление России в ВТО?

Почему за все должны отвечать газовики и нефтяники? Их всего один миллион из 145-миллионого населения страны. Что производят и продают остальные 65 миллионов трудоспособных россиян? Надо думать не о высоких ценах на нефтепродукты, а о том, как зарабатывать больше денег. Пусть в России будет дорогой бензин, пусть он стоит даже доллар, но при этом россияне должны получать не меньше 2 тыс. долларов. Это случится тогда, когда кроме нефти и газа мы будем производить и другие востребованные на мировых рынках товары.

Логистика - Игорь Викторович, по итогам 2004 года наибольшая динамика объемов реализации ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта отмечена в Свердловской области. С чем вы это связываете?

- Думаю, нет. Условия вступления в ВТО у каждой страны свои. Надеюсь, переговорщики от нашего правительства добьются предоставления России соответствующих уступок, прежде всего по газу. Подорожает газ - поднимутся цены на электроэнергию, нефтепродукты, уголь. Тогда металл будет дешевле закупать в Китае, чем у наших металлургов. Наши промышленные предприятия и так работают на грани конкурентоспособности. Зачем присоединяться к ВТО им в ущерб?

В Пермской и Кировской областях среднесуточная реализация нефтепродуктов ниже. Но сказать, что потребители этих регионов относятся к нам хуже, нельзя. Причина, как я уже сказал, в устаревшей сети дорог и АЗС. Благодаря проведенной работе в Кирове среднесуточная реализация в прошлом году возросла на 27% по сравнению с 2003 годом.

- Главную роль сыграли два фактора: рост количества АЗС и среднесуточной реализации с одной заправки (он составил 16%). На сегодня среднесуточная реализация в Свердловской области - более 9 тонн нефтепродуктов. Это хороший показатель и по общероссийским масштабам. Такие результаты вызваны удачным расположением АЗС (мы строим их в местах, где возможен большой объем реализации), лояльным отношением жителей Екатеринбурга и Свердловской области к брэнду ЛУКОЙЛ, к нашей молодой для Среднего Урала растущей сети.

- Во-первых, мелкооптовые нефтебазы неэффективны. Чтобы нефтебаза стала эффективной, она должна обеспечивать минимум 14 - 15 заправок, хорошая реализация - 200 - 250 тонн в месяц. Таким образом, эффективность определяется количеством жителей и автомобилей на конкретной территории, прогнозируемым объемом потребления.

- По каким критериям вы выбираете города и регионы для разворачивания бизнеса?

В-третьих, при определении количества АЗС в каждом регионе мы оцениваем уровень конкуренции, анализируем, какую долю на данном рынке можем получить исходя из наших преимуществ.

Во-вторых, важное значение имеют транспортные расходы. Мы не можем, построив заправку, покупать для нее продукты у кого попало, продаем только проверенные со своих нефтебаз. И если построим заправку, скажем, в Верхней Туре, будем вынуждены возить нефтепродукты из Нижнего Тагила. Возникнут огромные транспортные издержки, которые скажутся на себестоимости бензина, на эффективности АЗС и вложений. Поэтому в Свердловской области, как и везде, в первую очередь отбирались крупные промышленные центры: Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск. Сейчас там располагаются наши нефтебазы, благодаря чему мы можем гарантированно обеспечивать свои заправки продуктом, контролировать его качество, предлагать конкурентоспособную цену. Надо помнить и о том, что большое количество заправок размывает продажи.

- Успех на рынке определяется, во-первых, качеством продукта, во-вторых, умением довести его до потребителя. Несмотря на то, что в любой нефтяной компании на розницу и продажу АЗС приходится всего 2 - 3% выручки, это лицо компании. Люди потребляют не нефть, не мазут - они потребляют тепло, электроэнергию, бензин. Поэтому любая компания, которая дорожит своей репутацией, брэндом, уделяет приоритетное внимание качеству - топлива и обслуживания на своих заправках.

- И каковы эти преимущества?

- Да. В прошлом году розничные цены постоянно росли. Причем в Пермской и Кировской областях на наших АЗС цены были несколько выше, чем у других операторов. Тем не менее объемы продаж на АЗС ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта не упали, среднесуточная реализация, напротив, возросла. У компании сложился свой круг потребителей. И даже ценовые скидки, которые применяют наши конкуренты, практически не влияют на объем продаж. Доля нестабильных потребителей, которые могут уйти туда, где дешевле, составляет лишь 5%. Зато при общении с другими операторами, у которых цена на 30 - 50 копеек ниже нашей, выясняется, что если они установят нашу цену, к ним вообще никто не поедет. Это говорит о том, что потребитель выбирает качество.

Качество продукта- Вы прогнозировали, что 2004-й будет годом конкуренции по качеству продукции. Прогнозы подтвердились?

- Вы утверждаете, что к 2013 году вся продукция предприятия будет соответствовать требованиям европейских стандартов. Почему именно к этому времени?

Дело в том, что растут продажи автомобилей импортного производства - и на территории всей России, и в Пермской, Кировской, Свердловской областях в частности. Меняется облик владельца автомобиля: появилось много молодых автолюбителей, которые, пользуясь доступными финансовыми инструментами, скажем, кредитованием, ориентируются на качественную продукцию. А поскольку у импортных автомобилей жесткие допуски по качеству, это вносит свою лепту и в картину реализации нефтепродуктов. В настоящий момент мы реализуем топливо стандарта «евро-2». Думаю, со временем выйдем на реализацию очень хорошего качественного топлива стандарта «евро-3».

- Модернизация автомобильного парка произойдет за счет импортных образцов?

- В стране произойдет заметная модернизация автомобильного парка, обновится парк сельхозпредприятий и муниципалов. Изменится лицо нашего потребителя. Уже сейчас приятно наблюдать, как к нам приходят сельхозпроизводители, работающие на импортном оборудовании, для которых важно качество потребляемого продукта. Постепенно обновляется парк и у муниципалов.

Продукт и продвижение- Как вы поддерживаете качество продукции?

- Думаю, да. Я не хотел бы выступать экспертом в этих вопросах, пусть на них отвечают специалисты. Но об этом свидетельствует высокая динамика структуры потребления нефтепродуктов с АЗС. Ни два, ни три года назад такого никто не ожидал. Мы рассчитывали на снижение потребления 76-го бензина к 2005 году. Однако на практике уже в 2004 году реализация с АЗС 76-го бензина составляла порядка 22%. Мы больше продаем 95-го бензина, в крупных промышленных городах 76-й бензин потребляется в мизерных объемах, он пользуется спросом в основном в сельской местности. Соответственно, и на ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтезе больше производится высокооктановых бензинов, чем 76-го. Думаю, эта тенденция изменит и качество продукции отечественных автомобилестроителей.

Качество стоит недешево: мы вложили в развитие сети АЗС на территории трех областей 1,5 млрд рублей. Кроме крупных компаний таких лабораторий, такого аппарата квалифицированных сотрудников никто не содержит. Другим, так называемым независимым операторам, у которых одна-две заправки, гораздо сложнее обеспечить логистику доставки, контролировать места хранения, качество продукции. Они берут продукт где придется. Я не знаю примера, чтобы такой частник вел систематический контроль качества входящего нефтепродукта. Если такие операторы и обращаются к нам с просьбой провести независимую экспертизу нефтепродуктов, это, как правило, связано со спорными случаями и арбитражными разбирательствами. Лично я, если на дороге не встречаются заправки ЛУКОЙЛа, пользуюсь услугами АЗС других вертикально-интегрированных компаний.

- Мы ведем контроль за качеством в специально оборудованных лабораториях, где происходит отбор проб, на всех этапах прохождения продукта: перевалке топлива железнодорожным транспортом, приеме, хранении в резервуарах и отпуске на нефтебазах, транспортировке автомобильным транспортом до АЗС и хранении на самих АЗС. Входной и выходной контроль обязателен. Мы делаем 10 тысяч анализов в год. По результатам каждой пробы выдается паспорт. Пробы хранятся на случай, если у потребителей возникнут проблемы с автотранспортом. Мы всегда поможем разобраться. Программа контроля за качеством включает также реконструкцию и установку современного оборудования по отпуску топлива.

- Самое главное - представлять образ своего покупателя. Тогда можно продавать все что угодно. К сожалению, пока никто из российских операторов не может похвастать тем, что он знает своего потребителя.

- Итак, есть качественный продукт. Как его донести до потребителя?

- Российским потребителям надо меньше сервиса: автомойки, например, у нас не очень окупаемы, а на Западе это эффективный бизнес. Не слишком пользуются спросом и кафе. Магазины при заправках эффективны лишь в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге. В городах поменьше, даже таких как Екатеринбург, они, к сожалению, не востребованы: российский автолюбитель старается как можно меньше останавливаться и покупать. Таких перегонов, как он, никто в мире не делает: и расстояния большие, приходится успевать, и привычки к высокой культуре обслуживания нет.

- Ваш потребитель - какой?

- В расчете на будущее. Потребитель изменится, не в этом году, так лет через пять. У него возникнет потребность в АЗС мирового уровня. Это заправка, где клиенту приятно и удобно: удобно заезжать и обслуживаться, приятно от внешнего вида и интерьера. Появится потребность в удобствах при оплате нашего продукта, приобретении товаров в магазинах, пользовании услугами кафе, туалетов. И мы к этому будем готовы. Видя издалека надпись «ЛУКОЙЛ», человек будет четко понимать, какой набор услуг он может получить.

- Тем не менее вы строите заправки, соответствующие мировому стандарту. Устанавливаете высокоточное, управляемое компьютером импортное оборудование, таксофоны, туалеты, открываете при АЗС магазины и кафе, развиваете мультикартовое безналичное обслуживание со скидками, ломаете голову над архитектурными, дизайнерскими решениями. Зачем все это?

- Не на все 100%, но в целом - да. По России рыночная доля вертикально-интегрированных компаний составляет сегодня 10 - 15%, остальное - независимые операторы. В мире доля вертикально-интегрированных компаний - от 40 до 80%. У нас произойдут те же изменения, потому что крупные корпорации, сокращая издержки, будут предлагать более дешевый и одновременно более качественный продукт.

Конкуренция - Высокое качество продукта и обслуживания стоят недешево. Значит ли это, что со временем рынок будет поделен между крупными компаниями?

- Среди вертикально-интегрированных -; ТНК-ВР, Сибнефть. Ранее у Роснефти (государственное предприятие. - Ред .) не было внятной политики на рынке продаж, сейчас она появилась: во всех регионах, где присутствует компания, проводятся серьезные программы обновления заправок, контроля за качеством продуктов, которые она производит. До недавних событий бурно развивался ЮКОС.

- Какие компании помимо ЛУКОЙЛа лидируют по числу АЗС и объемам розничных продаж нефтепродуктов?

- Чем же отличаются услуги ВР?

В наиболее экономически развитые регионы России приходят и международные компании: Shell, ВР. Первая агрессивно закрепляется на северо-западе страны, у ВР хорошая сеть АЗС на территории Москвы, она начинает продвигаться в глубь Московской области. На московском рынке цены ВР значительно выше, чем у других операторов, но при этом у них самые высокие среднесуточные продажи: 30 тонн в сутки с одной АЗС - это очень хорошо. У нас есть такие заправки, но, конечно, в меньшем количестве, чем у BP: такие объемы возможны только в мегаполисах типа Москвы.

- Как считаете, иностранцы придут в регионы?

- Раскрученным брэндом, качественным продуктом и сервисом. Нашим операторам пока недостает понимания, что, являясь структурными подразделениями больших корпораций, они стоят лицом к лицу с покупателем, что их бизнес, будучи клиентоориентированным, подчинен определенным законам. У BP такое понимание есть, поэтому она успешнее.

- Отечественные компании консолидируются в конкурентной борьбе против зарубежных?

- Со временем придут. Когда освоят самые жирные куски рынка. У них попроектный принцип финансирования: инвестировали в московскую сеть и при таких успешных объемах реализации наверняка получили достаточно высокую эффективность вложений, теперь начинают вкладывать деньги в менее эффективные области. Дальше пойдут по федеральным трассам и дойдут до регионов. У BP уже есть программа развития сети вдоль федеральных трасс.

Бизнес и власть - Принято считать, что прибыльные АЗС возникают благодаря соглашениям с местной администрацией…

- Нет, этого не произойдет. Зачем? Каждый найдет свою рыночную нишу и территорию.

- Если вы идете навстречу администрациям, вам тоже идут навстречу? Ведь перекрестное субсидирование повышает ваши затраты…

- У нас сложились устойчивые отношения с администрацией Пермской области, но при этом мы имеем и повышенные социальные обязательства. Бывает, строим АЗС, которые находятся на грани убыточности. У нас есть заправки в населенных пунктах в 10 тысяч жителей, до ближайшего города 150 км. Они содержатся за счет остальных (мы рассчитываем и контролируем эффективность каждой заправки). Сами по себе «дотационные» АЗС не смогли бы выжить. Их невозможно продать или сдать в аренду, потому что на них не заработает даже один человек. Но, идя на риск, мы понимаем, что когда-то эти заправки могут оказаться эффективными, окупятся и в перспективе принесут семи-восьмикратную выгоду.

- Так и в Екатеринбурге, и в Кирове?

- Казалось бы, само сотрудничество администрации с любым субъектом предпринимательства несет определенное нарушение принципа равноудаленности, принципа равных возможностей. Но есть закон, и мы сотрудничаем в рамках действующего законодательства. При строительстве заправок мы обязаны соблюдать все требования пожарных, санэпидемнадзора, экологические требования. Ни один глава администрации не может их отменить. Но при этом никто не запрещает предпринимателю с пониманием относиться к проблемам и запросам данной территории, уважать администрацию, своих потребителей. Работая на территории, проникаешься определенной культурой поведения и не можешь не обращать внимания на местную власть, на население. Поэтому описать, в чем выражается лояльность с их стороны, довольно сложно. Если попытаться пересчитать в рублях, получится, что для нас это неэффективно. Но опыт показывает, что без социальной ответственности работать невозможно. Необязательно ждать от этого конкретных рублей. Более того: если здесь возникают конкретные рубли, это уже вопрос для изучения в прокуратуре.

- Я процитирую ваше итоговое интервью пермской прессе в 2003 году. Вы говорите о бизнесе ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта в Свердловской области: «Мы просто не смогли освоить те средства, которые планировали инвестировать. Этому есть два объяснения. К сожалению, компания не нашла взаимопонимания с рядом глав администраций, и они не оказали нам содействия в рамках действующего законодательства. Вторая проблема - слишком длительная процедура предварительного согласования». Теперь об Удмуртии: «Регион для нас новый, и подозреваю, что процедура отведения участков будет непростой». Значит, у администраций все-таки есть выбор: кому помогать, а кому - нет?

- Да.

В чем еще может проявляться лояльность администраций? Мы присмотрели место под заправку. А нам говорят: нет, в этом месте будет большой торговый центр. Мы отвечаем: прекрасно, запланируйте торговый центр с заправкой. Выставьте заправку на торги, мы постараемся победить. Нет. Почему нет? Непонятно. Или: глава администрации в течение полугода не может принять нас для рассмотрения нашего дела, а отписал это заму, который в очередной раз прогнал нас по всем кабинетам. Потом говорят, что в городе и так много заправок.

- Я подчеркиваю: все происходит в рамках действующего законодательства. Но определенная доля, так сказать, самостоятельности у любого чиновника все равно остается. Во что это выливается? Надо согласовать с какой-то инстанцией строительство заправки, приглашаем проверяющего. Он говорит: у вас обнаружено вот это и это. Мы исправляем и через два месяца отправляем ему заявку на повторное рассмотрение. Он держит ее еще месяц, а через месяц приходит и говорит: обнаружено еще два недочета. Это может быть нескончаемо. Хотя все замечания проверяющий мог высказать сразу же, не тянуть месяц с заявкой. Да, чиновник обязан рассмотреть заявку в течение месяца, но ему не запрещено сделать это за день, принять документы по электронной почте, а не адресовать нас к «единому окну», откуда документы разойдутся непонятно куда.

- Насколько распространен тендерный принцип размещения АЗС?

Мы предлагаем сотрудничество на основе взаимопонимания и в рамках действующего законодательства. Нам невыгодно поступать иначе. Ну, уговорим какого-то чиновника подписать бумаги с нарушением закона, а завтра придет прокурор и опротестует принятое решение. И последствия - штрафы, закрытие объектов, изъятие земельных участков - в большей степени коснутся нас. Вот с мэрией Екатеринбурга у нас сложились хорошие отношения. Иногда нам даже помогают найти совместные решения с другими инстанциями, не применяют административное воздействие. Компания «Свердловскнефтепродукт» принадлежит администрации, но мы находимся с ней на равных.

Дополнительные материалы:

- Этот вопрос относится к местному законодательству. В каждом регионе свои принципы. В Перми все земельные участки под заправки выставляются на тендеры. В Екатеринбурге и Кирове заключаются соглашения с администрацией: мы деньгами участвуем в развитии города, спонсируем определенные проекты, взамен нам выделяются земельные участки. Все на открытых условиях, никаких тайн. Я думаю, этот принцип доступен и остальным компаниям, но не у каждого есть соответствующие деньги. Вкладывать в развитие АЗС 270 млн рублей в год - это не каждому под силу.


Главная страница :: Энергоносители :: Наедине с потребителем
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz