Главная страница :: Энергоносители

Без лишних слов Магнит для федеральных денег Двумя дорогами С правом тиражирования Фабрика победителей Лазейка закрывается Возвращение домой «комнатный» сверхпроводник Однажды в америке мягкая мебель


За год уральские ритейлеры выросли на 44%. Розница по-прежнему лидирует в отраслевой динамике (средний прирост по крупнейшим компаниям рейтинга - 28%). Однако темпы могут вскоре существенно замедлиться - скажется общероссийская ситуация: по данным рейтинга «Эксперт-400», рост сектора сократился с 52% в 2005 году до 40% в 2006-м.

По итогам 2006 года ритейл занимает второе место среди непромышленных отраслей, уступая только транспорту: оборот достиг 190 млрд рублей, это 3,8% совокупного оборота компаний рейтинга. Cредний размер компаний, участниц рейтинга, - около 6 млрд рублей. Шесть из них вошли в сотню крупнейших.

Самую высокую динамику роста площадей и количества торговых точек за прошлый год показали ГК «Незабудка» (Челябинск) и екатеринбургская сеть «Монетка». «Монетка» демонстрирует пример успешной реализации стратегии территориальной экспансии: у нее самая широкая география присутствия - Свердловская, Челябинская, Тюменская, Курганская области, Пермский край и республика Башкортостан, а также Москва. А вот быстрое региональное развитие «Незабудки» привело к снижению рентабельности (по данным МДМ-банка, в 2006 году она оказалась практически на нуле при средней по отрасли 5 - 10%) и росту долговой нагрузки (около 30 млн долларов при выручке около 100 миллионов). В результате уже в июле этого года компания объявила о слиянии с московской сетью «Гроссмарт». Это прецедент: другие переговоры из анонсированных на Урале с участием крупнейших региональных и федеральных компаний успехом не увенчались.

По мелочи
Последние четыре-пять лет высокий темп роста в продовольственной рознице обеспечивало экстенсивное развитие компаний на емких низкоконкурентных рынках областных центров. Сейчас компании продолжают активно осваивать регионы, однако фокус смещается на все менее богатые территории, во вторые города.

Пока уральские игроки скупают небольшие сети и одиночные магазины. Основная цель - быстро решить проблему дефицита торговой недвижимости. Сделки слияний и поглощений выступают инструментом для того, чтобы набрать вес и конкурировать с инорегиональными компаниями на равных. «Мы планируем приобретать мелких региональных игроков. Каких - зависит от качества их бизнеса», - подтверждает генеральный директор «Матрица Финанс» Олег Блиндяев. «Большинство независимых магазинов и маленьких сетей в течение трех-пяти лет скорее всего исчезнут с рынка - их поглотят крупные ритейлеры, как местные, так и федеральные», - уверен исполнительный директор НП «Альянс» Алексей Подоляко.

В ближайшее время крупных сделок слияний и поглощений на региональном рынке не ожидается. Во-первых, из-за амбиций собственников: цена неоправданно завышена. Во-вторых, бизнес лидеров не всегда прозрачен. В-третьих, все крупнейшие продовольственные сети развивают несколько форматов и границы их зачастую размыты, что приводит к снижению управляемости сети и необходимости реорганизации.

Основная тенденция минувшего года - автодилеры региона, освоив мультибрендовую стратегию, строят сети одной марки. Примеров масса (см. «Правила масштабирования», «Э-У» № 18 от 14.05.07). Самой широкой сетью обладает пермский автохолдинг «Машинный двор», активно использующий инструмент слияний и поглощений. В июле 2006 года он приобрел «Автоленд Лтд» - официального дилера Opel и Chevrolet в Перми. В январе 2007-го пришел на рынок Челябинска, купив официального дилера KIA и Skoda «Аспект-Моторс», а в октябре - дилера Chevrolet в Ноябрьске компанию «Автобюро». «Выход в регионы за счет покупки местных компаний оправдан. Мы экономим время и деньги. Сумма инвестиций в готовый бизнес (автосалон с инфраструктурой и клиентской базой) может оказаться меньше, нежели в открытие автоцентра с нуля», - комментирует директор по маркетингу автохолдинга Алексей Разорвин. В планах компании - открыть в декабре автоцентры в Стерлитамаке и Челябинске.

Куплю готовый бизнес
Вдвое быстрее, чем продовольственные ритейлеры, росли уральские автомобильные дилеры. Результат 2006 года - 84% против 38% в 2005-м. Объемы продаж иномарок в количественном выражении расширились на 80%. Рынок на подъеме. Такой рост автопарка благоприятно сказывается и на розничной торговле нефтепродуктами: обороты сетей АЗС увеличились на 36%.

Итак, лидеры регионального рынка наращивают объемы бизнеса за счет покупки небольших компаний и выхода в другие области. О полноценном участии уральского потребительского ритейла в процессе слияний и поглощений говорить пока не приходится: переговоры ведутся, но крупномасштабных сделок нет. Опыт мирового ритейла пророчит: концентрация бизнеса неизбежна. Крупнейшие федеральные и зарубежные игроки, пытаясь сохранить высокие темпы роста, будут проявлять повышенный интерес к местным лидерам. Если региональным компаниям удастся договориться, это придаст мощный импульс развитию: на Урале в перспективе появится игрок, чьи объемы будут сопоставимы с игроками второй десятки российского розничного рынка/

Стратегию слияний и поглощений в автомобильном бизнесе оценивает исполнительный директор ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский:
- Такие примеры известны в основном по московским компаниям. Покупка уже действующей компании позволяет зашедшей фирме решить много вопросов, связанных с оформлением земельного участка. Земля - проблема любого крупного города. К тому же так проще заходить на уже сложившийся рынок с жесткой конкуренцией, как, к примеру, в Екатеринбурге. Правда, вопрос покупки здесь касается не только дилеров, но и автопроизводителя. Необходимо получить его согласие, иначе это грозит разрывом дилерского контракта: в любом регионе на каждую марку много своих кандидатов.


В 2006-м их выручка выросла на 31% против 21% в 2005-м. Серьезно увеличилось представительство отрасли в рейтинге: 54 компании против 42 годом раньше, причем увеличение числа участников связано именно с ростом их бизнеса (доля всего сектора в рейтинге крупнейших составила 3%). Большинство предприятий списка показывают положительную динамику, порой очень значительную, и по выручке, и по прибыли.

Строительный бум в России, похоже, - дело решенное. Во всяком случае, итоги работы предприятий строительного сектора, вошедших в топ-400, это показывают.

Подводя итоги 2005 года (см. «По-взрослому», «Э-У» № 41 от 06.11.06), мы сделали прогноз: подъем отрасли продолжится, темпы будут нарастать. И не ошиблись: строительство инертно (один относительно небольшой объект возводится два-три года, а крупные, комплексные или промышленные проекты - минимум 5 - 10 лет), так что тренды здесь работают долго и меняются плавно. Сегодня увеличение числа компаний, вошедших в рейтинг, и динамика их бизнеса, опережающая рост рынка строительства и стройиндустрии в целом, свидетельствуют: увеличение доли крупных компаний в отрасли продолжается.

Противоречие объясняется просто: в условиях сокращения финансирования часть менее стабильных и относительно небольших игроков ушла с рынка, а доли перераспределились в пользу крупнейших. В итоге в топ-400 вошли восемь новых (не представленных ранее) предприятий, занимающихся дорожным строительством. Кроме того, многие компании смогли стать более эффективными, что и отразилось на росте прибыли.

Сыграли на падении
Наглядно это видно на примере дорожного строительства. По данным Федерального дорожного агентства Минтранспорта РФ, доля расходов на финансирование дорог в ВВП стабильно сокращается с 2000 года: тогда она составляла 2,9%, в 2005-м - 1,1%, в 2006-м - 1,01%. При этом крупнейшие компании чувствуют себя неплохо. В этом году дорстрой обеспечил 40% общей выручки строительных компаний рейтинга и даже обогнал прежнего бессменного лидера - промышленное строительство. При этом самих дорожно-строительных компаний в нынешнем топ-400 значительно больше, чем в предыдущем, их выручка в среднем увеличилась на 33,5%, а прибыль на 155,8%.

Прогноз развития дорожного строительства оптимистичный. По отзывам игроков, в 2007 году финансирование дорог наконец-то стало расти после многолетнего падения. Еще одна положительная тенденция - увеличение частных заказов. Значительным этот вклад пока не назвать, но динамика налицо. Так, по словам заместителя генерального директора по экономике ФГУП «Свердловскавтодор» Андрея Важенина, доля частных заказов в компании составляет 15%, иногда доходит до 20%. Еще несколько лет назад она не превышала 5 - 10%.


В итоге по распоряжению правительства РФ на строительство первой очереди дороги, которая свяжет новый район с городом, выделено 90 млн рублей из федерального бюджета, еще 60 млн рублей добавит областной. Этих денег хватит на первый участок магистрали протяженностью 1,5 км. Инициатор проекта «РеноваСтрой-груп» намерена и в дальнейшем участвовать в конкурсах на субсидии. Всего только первая очередь Академического потребует строительства 8,3 км магистральных и 23,5 км внутрирайонных дорог.

Еще один факт, позволяющий прогнозировать быстрый рост сектора, - развитие проектов комплексного освоения территорий. В 2007 году состоялся конкурс на предоставление субсидий на строительство дорог к новым районам массовой малоэтажной и многоквартирной застройки. Среди победителей только один проект, реализуемый в УрФО, - район Академический.

Повысили эффективность
Доли в структуре рейтинга по выручке перераспределились: промышленное строительство (в том числе строительство трубопроводов и объектов энергетики) составляет в общем объеме 38% против 49% в топ-400 за 2005 год. Большинство компаний этого сегмента также демонстрирует значительный рост выручки (в среднем - 33,7%). Прирост прибыли по сравнению с рейтингом 2005-го сумасшедший, почти 900%. Правда, росли почти от нуля.
В 2005-м средняя рентабельность компаний - участников рейтинга, специализирующихся на промышленном строительстве, составляла 0,6% (в 2006-м - около 5%).

Учитывая, что Академический - не единственный проект комплексного освоения территорий на Урале, а конкурсы на выделение субсидий будут проводиться и впредь, строительство новых жилых массивов может стать значимым фактором развития бизнеса дорожных строителей.

При этом объемы ввода у многих компаний практически не росли, а у некоторых снизились. Это связано с переходом на новые правила распределения земельных участков и другими нормативно-законодательными инновациями национального проекта «Доступное жилье». В итоге выручка компаний-участниц топ-400, занимающихся гражданским строительством, в среднем выросла не столь значительно, на 17%. Зато подъем цен положительно сказался на прибыли: она увеличилась по сравнению с 2005-м годом на 275,8%. В рейтинг впервые вошла компания «Атомстройкомплекс», занимающаяся строительством жилья в Екатеринбурге. А в общем объеме выручки компаний рейтинга доля гражданских строителей выросла с 8% до 10%.

Еще более удачным с точки зрения роста прибыли 2006-й стал для крупных компаний, занимающихся гражданским строительством. Самой яркой тенденцией года стала фантастическая эскалация цен на жилье. Совокупный рост за год составил от 26,9% в Курганской области до 100,7% в Пермском крае. Еще показательнее динамика цен в областных центрах, на которые приходится больше половины регионального рынка жилья. Так, в Екатеринбурге цены поднялись на 96,8%, в Уфе - на 82,11%.

Будущее строительства и стройиндустрии в среднесрочной перспективе прозрачно. Компании в промышленном и дорожном строительстве в 2007 году как минимум сохранят динамику 2006-го. Темпы роста гражданских строителей окажутся выше: трудности, связанные с введением многочисленных законодательных новаций, миновали. Но настоящим золотым временем ближайшие два-три года станут для производителей стройматериалов, в частности цемента. Потребность в нем постоянно растет, а новые мощности не появляются (проектов много, но все они на ранних стадиях, поэтому существенного увеличения производства можно ждать не раньше 2009 - 2010 годов). Дефицит приводит к спекулятивному росту цен: с начала года цемент уже подорожал вдвое. Так что в следующем рейтинге топ-400 производство цемента вполне может выйти на первое место по рентабельности.

Список производителей стройматериалов в топ-400 остался прежним. Общее оживление строительства не могло на них не сказаться: заводы работали с максимальной нагрузкой, цены в течение года, например, на цемент, поднялись минимум в полтора раза. В итоге средний прирост выручки составил 33,7%, положительную динамику по прибыли (причем значительную, от 45 до 254%) демонстрируют все без исключения производители стройматериалов. В 2006-м их рентабельность, и без того самая высокая в строительном секторе, выросла с 14,7 до 19,7%.


Главная страница :: Энергоносители :: Дорога к дому
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz