Главная страница :: Новости

Явка не провалена Гостиницы премиум-сегмента будут. дело за гостями Точка отрыва Канал перекрыт Новый проект евраза будет полезен компании еще не скоро Газпром и «итера» не спросили третьего Узники подземелья Тюменьэнергобанк опроверг слухи о банкротстве и отзыве лицензии Кот, облитый пивом мягкая мебель

Вообще театральные вузы считаются столичной привилегией и сконцентрированы в Москве и СанктПетербурге. Екатеринбургский стал вторым региональным (после института в Ярославле, на исторической родине русского театра). Все два десятилетия жизни его возглавляет профессор Владимир Бабенко. У творческого вуза - творческий руководитель. Год выдался для него плодотворным: недавно в книжных магазинах появилась новая книга, в екатеринбургском театре дебютировал спектакль по пьесе. Разнонаправленной деятельностью Бабенко отражает современную тенденцию в культуре - взаимопроникновение: работать на стыке жанров и видов деятельности, черпая из одной сферы, использовать в другой.- Владимир Гаврилович, какая из ваших ипостасей - филолог, историк, писатель, педагог, топ-менеджер вуза - главная?

Несколько лет назад я присутствовала на вступительных экзаменах в Екатеринбургском театральном институте. Незабываемое зрелище. Именно зрелище: впору билеты продавать. Полноценная концертная программа, разнообразная и неожиданная, каждый абитуриент стремится показать себя с самой сильной и яркой стороны. Ну, профессионализма исполнителям не хватает, так к этому современные зрители привыкли. Зато сколько выдумки, энергии, эмоций! Совершенно специфическое учебное заведение - театральный институт.

- Самую главную вы не назвали: я четырежды дед. Но если говорить о том, чем мне больше всего нравится заниматься, так это - сидеть в одиночестве за столом и писать. Погружаться в домашнюю тишину, книги, справочники, мысли. Но такое бывает нечасто и недолго: начинаю корить себя, что в институте много дел. Лекции же для меня - форма отдыха, когда уходишь от бумаг, отчетов и финансовых проблем и рассказываешь о красивом и высоком.


Владимир Бабенко, : Андрей Порубов

- Да. Когда я работал в Уральском государственном университете, любил журналистскую аудиторию. От филологов они отличались тем, что для них не существовало непререкаемых авторитетов, в том числе преподавателя. Молодые люди оказывались вполне зрелыми для равного диалога. Актеры, может быть, менее начитаны, но более эмоциональны, восприимчивы к чужим судьбам. Например, рассказываю о переживаниях таланта, им это близко, это и их касается.

- Студенты театрального института - благодарные слушатели?

- Огромное, хотя эту роль я не выбирал и привыкал к ней болезненно. С молодости меня хотели сделать каким-нибудь начальником. В университете я еще до защиты диссертации был назначен заместителем декана филологического факультета, большого и сложного. В 1985 году амбициозные руководители области (Ельцин и его окружение) решили, что необходим художественный вуз, «среднесть» их не устраивала, и театральное училище было реорганизовано в институт. Меня вызвали и предложилизаставили стать его ректором. Первые годы вуза были очень сложными. Но со временем мы получили новое здание, сейчас там главный корпус, в старом оборудовали учебный театр, построили общежитие.

- Какое место вы отводите роли руководителя?

- Он не упал. Но можно сказать, что изменилась социальная структура абитуриентов. Дети начальников и преуспевающих бизнесменов у нас редкость, зато часто учатся ребята из малообеспеченных семей. Такая вот социальная загадка. Хотя можно попытаться ее разгадать. В далеких городках и поселках молодые мечтательные люди, не удовлетворенные тем, что имеют, смотрят телевизор и начинают воспринимать шоу-бизнес и все с ним связанное как канал выхода наверх. Театральный институт им видится как основа для прыжка, трамплин в будущую блестящую жизнь.
У нас нелегко учиться, даже физически это большая нагрузка: занятия фехтованием, сценический бой, физтренинги. Но они готовы трудиться, в отличие от тех, кто с дет-ства имеет все. Получается, что театральный вуз решает и социальные задачи.

Университеты счастья*
- Конкурсы в творческие вузы всегда были высокими. Изменился ли престиж актерской профессии в последнее время?

- С трудоустройством нет особых проблем. Это раньше было два-три театра в городе. Сейчас возможности гораздо шире: театров много, они разные. Когда видишь, что в ТЮЗе, например, ведущая актриса - наша выпускница Светлана Замараева, в музкомедии поет наш выпускник - Александр Копылов, это радует. А артист Олег Ягодин начал работать в театре драмы еще на втором курсе! Есть еще и телевидение: лучшие телеведущие имеют актерское образование. К нам приезжают отовсюду: с Русского Севера, Поволжья, из Казахстана, но больше всего, конечно, ребят с Урала, тюменский край, Омск, Удмуртия. И разъезжаются по всей стране. Все желающие находят работу.

- Институт каждый год выпускает несколько десятков свежеиспеченных артистов. Все ли находят работу? Насколько востребована профессия сегодня?

- Можно ли выучиться на артиста за деньги?

Проблему вижу в другом. Представьте ситуацию. Мальчик и девочка к концу первого года обучения подготовили интересный номер с музыкой, движением. Их пригласили в ночной клуб, где за одно выступление они получат гораздо больше ежемесячной стипендии. Ребята продолжают учиться - но медленно теряют интерес к сложным вещам, к постижению тонкостей. Соблазн денег сейчас, а не потом иногда приводит к отказу от профессии либо к уходу в сферы, похожие на искусство, но искусством не являющиеся. И таких соблазнов сегодня очень много.

- То есть театральный институт вполне вписался в рыночные условия?

- Вуз финансируется из федерального бюджета. Однако около половины средств на жизнь мы зарабатываем сами. Это платные образовательные услуги, аренда помещений и продажа билетов на спектакли в учебном театре (цена, правда, символическая - 30 рублей). Некоторые направления - только платные, например «артист - ведущий телевизионных программ». Мы получили разрешение на их подготовку в Совете по театральному образованию в Москве. Сейчас пытаемся укрепить материальную базу специальности: техника должна быть современной. Работаем и по целевым договорам. Например, прошла обучение группа сотрудников телекомпании «Регион-Тюмень». Недавно к нам обратились из ХантыМансийска с просьбой подготовить артистов для работы в Театре югорских народов.

У нас не может быть много платных студентов, это приведет к падению творческого уровня. Наверное, талантливых артистов в природе все-таки меньше, чем талантливых инженеров и юристов.

- Приходится вписываться. Но до определенного предела. Когда мы видим на экзаменах талантливых ребят, мы их берем, не спрашивая, есть ли у них деньги. И это правильно. Если мы начнем заглядывать в кошелек абитуриентов, это станет самоубийством русской театральной школы.

- Да, но мы не можем поднимать плату за обучение до уровня себестоимости. Если сегодня за подготовку артиста он сам, либо организация, либо местная администрация платят по 44 тыс. рублей в год, то серьезно увеличить эту цифру нереально: кто сюда пойдет?
Бумеранг
- Сейчас многие представители культуры и образования переживают изза грядущей реформы бюджетной сферы.

- Насколько я знаю, наиболее высокая себестоимость образования отнюдь не в технических вузах и даже не в системе MBA, а именно в творческих. Самое дорогостоящее образование - консерваторское…

Творческие вузы по многим параметрам отличаются от прочих. Понятия «бакалавр», «магистр» не очень вяжутся с нашими специальностями, например «артист кукольного театра»… У нас господствует личностный подход как к студентам, так и к преподавателям. Лекционные занятия - редкость, в основном индивидуальные: пластика, актерское мастерство, сценическая речь. Бывает такое соотношение: с одним студентом работает три преподавателя. А педагоги наши - специалисты штучные, осознающие собственную уникальность. Если один уйдет, может закрыться целая специальность. К тому же для занятий требуются большие площади, сцена, залы, творческая база, которую нужно содержать, поддерживать в приличном состоянии.

- Я столкнулся с тем, что даже чиновники, которым предстоит реформу осуществлять, не очень-то понимают ни ее смысл, ни ее механизм. Боятся в основном отлучения от бюджетных денег. Хотелось бы, чтобы нас хотя бы спросили, посоветовались, прежде чем реформировать.

- Вы много лет работаете в сфере образования и культуры. Каким вы представляете в идеале существование творческих вузов?

Возможно, реформа приведет к приватизации вузов. Если ее главная цель - уменьшение государственного финансирования образования, мне кажется, те, кто ее задумал, забывают одну вещь. Возьмем город Екатеринбург. В нем на примерно полтора миллиона жителей приходится 150 тысяч студентов. Каждый десятый. Это огромная сила, передовая, активная. Ее не ущемлять, ее поддерживать надо.

- Владимир Гаврилович, вы приводите в пример зарубежный опыт. Ваш предмет - зарубежная литература, драматургия. Даже в новой книге рассказываете о гениях только заграничного «производства». Вы «западник»?

- Наверное, они должны находиться на попечении регионов. Вот наш институт: он далеко от центра, вспоминают о нас отнюдь не в первую очередь, нам сложнее участвовать в конкурсах, чем московским. С другой стороны, зависимость от регионов хороша лишь в том случае, если их возглавляют культурные в широком смысле слова руководители. Позволю себе пофантазировать. Удобнее всего работать, если власть рядом и она доброжелательна. Подобное я наблюдал в Западной Европе: музыкальные, театральные институты там находятся на попечении местных властей, которые щедро вкладываются в их развитие.
Евангелие от Маугли

Вообще для России увлечение зарубежным всегда было актуально. Существовал период французский, немецкий, сейчас - американский. Но если во времена Пушкина говорили и думали пофранцузски, при этом знали историю страны, ее культуру, то современное увлечение американским остановилось на простейшей формуле «автомобиль - джинсы - доллар».

- Нет. Когдато я глубоко прочувствовал русских писателей. Но во времена моей молодости увлечение зарубежным было формой тихого протеста и освобождения от советского. Я не причислял себя к диссидентам, бунтарям, но хотел высказывать собственные взгляды. Зарубежная культура была той сферой, куда государство не лезло. И наиболее прозорливые студенты понимали: рассказывая о европейских писателях, я говорил о свободе ума, творчества, о том, что нельзя власти командовать журналистикой или литературой.

- Появление талантов мало зависит от внешних условий. Хотя замечено, что в России именно в трудные годы рождалось много нового. Сегодняшний день я бы охарактеризовал так. Искусство становится частью сферы потребления, и в него вбрасывается огромное количество халтуры. Мы наблюдаем небывалый ее расцвет. Черта общества потребления: всего должно быть много. Но хорошего, истинного, талантливого много не бывает. Вот начинается очередной сериал. Первые серии еще сделаны прилично, добротно, следующие похуже, потом их «печатают» все быстрее, уровень снижается, и это уже не кино, а конвейер по производству денег.

- Как вы оцениваете нынешний момент в жизни русской культуры? 80е годы прошлого века: всплеск на гребне кризиса. Затем период жесткого отбора. А что сейчас?

- Не думаю, что все плохо. Я смотрю на сегодняшних студентов. Это раньше люди считали, что общество им что-то должно. Современная молодежь твердо знает: всего добиваться придется самим. Для когото на первом месте оказывается легкий заработок. Для когото иной приоритет: дорасти, стать мастером. В любом поколении есть разные слои.

- Новое поколение растет в условиях господства масскультуры. Невозможно уберечь ребенка от реальности, какой бы она ни была. Что делать?

Дополнительные материалы:

* В подзаголовках использованы названия драматических произведений Владимира Бабенко.

Читая, еще раз убеждаешься: в искусстве важно не только «что», но и «как». Здесь удалось соединить популярное и качественное. Вообще поле литературных исследований пропахано тщательно, но - по краям. Особенно много чисто научных трудов, ценных архивными находками или свежими версиями. Есть и литературные произведения, которым истина не так важна. А по обочинам - расплодившаяся попса типа «донжуанского списка Пушкина». Середка же поля, где возможно соединение крайностей и самые вкусные плоды, практически не освоена.

Гений и любовь
Так называется новая книга Владимира Бабенко, вышедшая в московском издательстве «АСТпресс». «Опаленные страстью» - ее второе название. Она создана по заказу издательства, а издательства выбирают темы, обреченные на успех. Тема этой - известные писатели в любви; любовные истории, ставшие легендами.

Ты успокой меня
Так называется спектакль частного екатеринбургского театра «Театрон», поставленный по пьесе Владимира Бабенко


Еще в романе «Прекрасный полоумный маркиз Донасьен де Сад», посвященном сложной, неоднозначной фигуре западной истории и культуры (любимое и самое издаваемое произведение автора), Владимир Бабенко сумел объединить науку и литературу. Автор здесь не менее интересен, чем герой. Новая работа - яркие, короткие, но чрезвычайно емкие, плотно выписанные истории-песни о жизни и любви. Хронологически выстроенные, они через судьбы ярких представителей своего времени рисуют, как меняется атмосфера столетия за столетием - через отношение к женщине. Или к мужчине. Автор соблюдает историческую точность, ничего не додумывает, а если не знает, а лишь предполагает, всегда об этом предупреждает; ему можно доверять. И при этом не остается бесстрастным ученымсухарем, в индивидуальных судьбах находит общее, некие «чувственнотворческие тенденции». Делает обобщения не на уровне науки, а на уровне искусства.

Пластинка Александра Вертинского, увидевшая свет в 1989 году, быстро разошлась среди поклонников. Владимир Бабенко слушал «эти странные песни», увлекся личностью их создателя и начал собирать сведения, документы о жизни поэта и певца. У его вдовы он получил разрешение поработать в архиве, после чего написал небольшую книжку, посвященную Вертинскому. Изданная еще с советским размахом, она вызвала широкий резонанс. Автору писали из Шанхая, Германии, Франции, рассказывали о встречах с известным певцом и однажды даже предложили купить его предсмертную переписку с девушкой, которая была его любовницей. Не сложилось, письма остались не приобретены (да и были ли они?), но история занимала воображение. Не имея возможности исследовать, Владимир Гаврилович представил взаимоотношения немолодого певца и юной девушки. Пьеса «Ты успокой меня» (строка из романса) - не документ, а литературное произведение.


Сцена из спектакля в постановке «Театрона»: Вертинский и его последняя Надежда

Еще одну пьесу посвятил Владимир Бабенко Александру Вертинскому - об уральских гастролях певца: «Свердловск. Недопетая песня». Возможно, она вскоре тоже будет поставлена на сцене.

У спектакля, как известно, два автора: помимо драматурга, веское слово произносит режиссерпостановщик. Игорь Турышев, художественный руководитель «Театрона», исполнитель главной роли в спектакле, прочувствовал последние дни певца посвоему, добавив образу драматизма, почти надрыва. Разная публика приходит в театр. Нынешние старшеклассники, возможно, и не знают, кто такой Вертинский. Однако история, случившаяся в другом веке, в другой жизни, оказывается близкой и современной молодежи. Имена другие, коллизии те же: влюбленность в знаменитостей, фанаты, вкладывающие в отношения живые чувства, поклонение, переходящее в любовь.


В апреле были подведены итоги регионального тура Национального конкурса «Элита фондового рынка - 2005» (организован Национальной ассоциацией развития фондового рынка), в котором «Эксперт Урал» стал лауреатом в номинации «Лучшее печатное издание» и получил благодарность «За лучшее освещение вопросов экономики и фондового рынка». Отдельно были выделены журналистские материалы редактора отдела финансов Ирины Перечневой, которая была признана жюри конкурса лучшим финансовым журналистом Уральского региона.

Ты привык видеть на этой странице материалы под рубрикой «позиция», в которой мы предоставляем возможность сотрудникам редакции и всем неравнодушным людям высказать свое мнение, предложить интересные решения. Но поскольку этот номер все-таки не совсем обычный, предновогодний, мы решили немного нарушить схему и рассказать вам на этой странице о том, на какие позиции мы сами вышли в этом году, чего достигли, какие проекты реализовали.
2006 год для журнала «Эксперт Урал» и аналитического центра «Эксперт Урал» стал не менее урожайным, чем прежде. И это здорово. Значит, мы продолжаем держать высокую планку качественного делового издания.

В мае премию в области аналитической журналистики имени Никиты Кириченко получил редактор отдела строитель-ства и телекоммуникаций Юрий Немытых за публикацию «Не дают жилья России» («Э-У» № 48 от 19.12.05). В октябре эта же статья была удостоена высокой оценки жюри конкурса «Произвол в законе». Одновременно были подведены итоги конкурса на лучшее освещение средствами массовой информации реформы местного самоуправления «Реформа местного самоуправления - местный взгляд», проходящего под эгидой полномочного представителя президента в УрФО. Первое место было присуждено материалу корреспондента Евгения Сеньшина «Недостаточные мэры» («Э-У» № 43 от 14.11.05).

26 апреля по итогам конкурса «Время страховаться», организованного страховой компанией банка «Северная казна», приз в номинации «За лучший аналитический материал» был вручен корреспонденту нашего издания Александру Носову.

Но «Эксперт Урал» не просто деловое издание. Наша цель - способствовать консолидации экономической и политической элит региона, содействовать появлению новых идей, новых технологий. Поэтому важнейшей частью жизни журнала является издание специальных приложений, проведение исследований, а также организация коммуникативных площадок в виде круглых столов и конференций.

В октябре наше издание было традиционно отмечено на ежегодном конкурсе «Бал прессы», который собирает журналистов из Свердловской, Курганской, Челябинской, Тюменской областей и Пермского края. Журнал «Эксперт Урал» был признан лучшим деловым журналом в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени и Перми.

В январе успешно стартовало спецприложение «Информационные технологии», сразу после майских праздников вышло в свет первое приложение «Энергетика». Во второй половине года были запущены еще два крупных проекта - «Недвижимость Большого Урала» и «Авто». Их появление обусловлено растущим благосостоянием уральцев и ростом интереса к потребительским рынкам. В октябре вышло первое приложение «Управление», основная цель которого - на материалах исследования предложить реальные инструменты повышения конкурентоспособности уральских компаний.

Мы искренне рады, что в прошедшем году нам удалось выпустить несколько новых специальных тематических приложений, которые включают в себя аналитические материалы, рейтинги, интервью с первыми лицами ведущих компаний.

Завершилось уникальное исследование «Вторые города». Мы считаем, что мелкие муниципальные образования, так же как и крупные центры, обладают значительным потенциалом роста.

Аналитический центр журнала «Эксперт Урал» в этом году провел несколько масштабных исследований, направленных на изучение уровня и перспектив развития УралоЗападносибирского региона. Так, в исследовании «Инвестиционные проекты Большого Урала» были рассмотрены более 350 крупнейших инвестиционных проектов, их специфика и проблемы реализации, сделан прогноз влияния их реализации на экономику регионов (частично результаты рейтинга были отражены в федеральном номере «Эксперт Урал»). Проект «Региональная интеграция» посвящен исследованию экономических показателей Уральского региона, способствующих выходу на рынок различных сетевых операторов (оптовая и розничная торговля, услуги).

На следующий год запланирован спецвыпуск журнала «Россия и Евросоюз: новые возможности для Урала», посвященный развитию российско-европейских отношений на Урале и в Западной Сибири.

В нашем исследовании изложены основные показатели уровня развития городов «второго эшелона»: Нижнего Тагила, Соликамска, Златоуста, Стерлитамака, Орска, Воткинска и др.

Мы уверены, что и в следующем году будем радовать читателей новыми интересными статьями, исследованиями и чаще встречаться на наших конференциях и круглых столах.

Мы также продолжили очень важную работу по организации коммуникативных площадок. Самые крупные и значимые - «Доступное жилье. Финансирование от строительства до покупки», «Управление деловой репутацией», «Инвестиционные проекты Большого Урала и их роль в развитии экономики страны» и «Кредитование малого бизнеса», в которых принимали участие представители крупнейших российских компаний, международные эксперты, представители властных структур.

С Новым годом!

Благодарим всех партнеров, которые в течение 2006 года помогали нам реализовывать сложные, но чрезвычайно важные и нужные проекты, наших рекламодателей и, конечно, дорогих наших читателей.


Главная страница :: Новости :: Дорогой читатель!
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz