Главная страница :: Новости

Съешь шоколада Финансирование строительства аэропорта «большое савино» исключается из краевой инвестпрограммы О пользе электрошока Уральский выход Рейд на «локомотив» Уп земли Завтрак туриста съешь сам Законный фактор «ашанов» будет больше мягкая мебель

В 2006 году на региональном банковском рынке впервые появились специальные продукты для среднего бизнеса. Как показывают предварительные итоги, их внедрение позволяет увеличивать кредитный портфель и улучшать его качество (см. «Эффект стандарта», с. 37). Однако единого мнения - стоит ли делать технологии обслуживания среднего бизнеса стандартными и, соответственно, массовыми - в банковском сообществе нет.


: SXC


До сих пор самой привлекательной категорией клиентов банки считали крупные предприятия категории VIP: это долгосрочные партнеры, пользующиеся самими дорогими продуктами и обеспечивающие кредитным учреждениям стабильную и высокую маржу. Однако сектор такой клиентуры достаточно узок, к тому же в последнее время его представители все чаще интересуются альтернативными схемами привлечения капитала (облигационными займами, кредитными нотами, IPO). В поисках новых источников дохода банки обратили взоры к малому бизнесу: сегодня для его финансирования полным ходом создаются специальные технологии и программы. Правда, риск кредитования этого сектора слишком высок, а объемы - недостаточны, что мешает говорить о высокой рентабельности этих операций.

Вес клиента в миллионах

- Наш банк работает со всеми категориями корпоративных клиентов. Для их градации мы опираемся на объемы выручки и количество работающих. Например, если на предприятии более 100 человек, а выручка за последний год превысила 200 млн рублей, оно считается средним, - отмечает заместитель директора Екатеринбургского филиала Банка Москвы Наталья Белокопытова.

Между тем огромная прослойка средних компаний попрежнему обделена вниманием. Понятие среднего бизнеса в банковской среде расплывчато. Понимание специфики этой категории клиентов у каждого финансового института собственное. Соответственно, и отношение к ней крайне разнообразное.

Региональные банки чаще всего вообще не выделяют средний бизнес в отдельную категорию заемщиков. По словам руководителя Дирекции кредитования и инвестирования Уралвнешторгбанка Дениса Бурякова, это связано с тем, что критерии определения «крупности» постоянно меняются. «Они зависят от наших возможностей и приоритетов, рыночных условий. Сегодня “средний-крупный” бизнес - это предприятия и индивидуальные предприниматели с выручкой более 15 млн рублей в месяц и штатом сотрудников не менее 150 человек».

Некоторые банки дифференцируют клиентов исходя из форматов обслуживания. На малый бизнес направлены массовые продажи, а там, где требуется большее количество сложных банковских продуктов, применяется индивидуальный подход. «Разные подходы обусловлены отличиями в базовых потребностях и ожиданиях. Малые предприятия, как правило, требуют высокой скорости выдачи кредитов. Средний бизнес лучше планирует деятельность, больше внимания уделяет организации учета и отчетности», - аргументирует концепцию заместитель председателя правления ВУЗбанка Светлана Озорнина.

Ассортиментный минимум

У банков, использующих западные технологии, оценки формулируются предельно кратко. «Мы определяем средний бизнес исходя из размера годовой выручки, - констатирует советник директора Екатеринбургского филиала Импэксбанка (входит в группу Райффайзен) Роман Горулев. - Она должна быть в диапазоне от 8 до 25 млн евро».

Так, ВУЗбанк для достижения этой цели выделяет базовые характеристики кредитного продукта (срок, порядок выдачи и погашения, отсрочки по погашениям, структура залога, структура стоимости), и вместе с клиентом «конструирует» из этих элементов индивидуальное решение. Популярный среди бизнеса продукт «возобновляемые кредитные линии» банк снабдил, например, некоторыми особенностями: соглашение о предоставлении кредитной линии бессрочное, предусматривается возможность увеличения лимита кредитования вслед за ростом масштабов и потребностей бизнеса без переоформления документации.

По большому счету, цель создания любой специальной технологии финансирования определенной группы клиентов - универсализация. Она позволяет настроить массовый кредитный продукт под конкретного клиента.

В целом на банковском рынке предпосылки для оформления среднего бизнеса в отдельную категорию клиентов вроде бы созрели. Однако привлекательность такого подхода очевидна пока не для всех. Региональные банки не видят необходимости в создании стандартов, предпочитая строить индивидуальные схемы обслуживания средней клиентуры. Наверное, на данном этапе такой подход оправдан: индивидуальный подход - их мощное конкурентное преимущество в сравнении с крупными кредитными учреждениями. А вот банки федерального значения напрасно оставляют «прослойку» между крупным и малым бизнесом без системного внимания. Средний бизнес - самая динамичная и подвижная группа клиентов: она очень быстро может перейти в категорию крупных. Подрастая, этот сектор способен стать золотой серединой, которая позволит обеспечить оптимальное соотношение эффективности и рискованности банковского кредитования.

Со стороны среднего бизнеса растет спрос на финансирование долгосрочных инвестиционных программ и внешнеторговой деятельности, кредитование лизинговых операций. Поэтому в Банке Москвы, по словам Натальи Белокопытовой, лизинговое финансирование для среднего предприятия выведено в две стандартизированные программы. Типовые продукты для обеспечения оборотного капитала (со сроками кредитования до трех лет и разными графиками погашения кредитов) созданы и в Импэксбанке.

Средний бизнес: о банках и о себе
Павел Шестопалов


Дополнительные материалы:

- Качество банковских продуктов сегодня вполне приемлемо, да и предложений на рынке достаточно. Мне кажется, пока банки недорабатывают в другом - они не научились грамотно продавать эти продукты. Что есть у банков? Деньги. Средний бизнес занимается тем, что превращает эти деньги в товар, доводит их до конечного потребителя. Для этого мы постоянно требуем от наших менеджеров соответствующего отношения к клиенту, отрабатываем технологии продаж. Банки же не умеют правильно выстраивать аналогичные отношения, они почемуто попрежнему воспринимают средний бизнес как просителя.

Павел Шестопалов, генеральный директор Тойота Центр Екатеринбург Север:

Алексей Ананьев, финансовый директор девелоперской компании «Олипс»:


Алексей Ананьев



Андрей Озорнин


- Сервис предоставляемых местными банками услуг устраивает. Если рассуждать о том, что хотелось бы изменить в банковском обслуживании, то вспоминается «народная» мудрость. «Что нужно сделать, чтобы корова давала больше молока и меньше ела? Больше доить и меньше кормить!». Так и с банками. Как получать кредиты большего объема и по меньшим ставкам? Больше кредитовать под меньшие проценты.

- Безусловно, очень важна скорость принятия решений. И в этом вопросе региональные банки обладают существенным преимуществом перед федеральными. Но с другой стороны, ни один региональный банк не сможет обеспечить достаточно большие объемы кредитования. Например, для нашего предприятия большой интерес представляет проектное финансирование, и мы уже поняли, что эту услугу могут обеспечить только федеральные учреждения.

Андрей Озорнин, заместитель генерального директора ЗАО «Наш дом»:

Эффект стандарта Одним из первых специальный продукт для среднего бизнеса вывел на рынок Внешторгбанк. О предварительных итогах действия этой программы в Свердловской области мы говорим с управляющим екатеринбургским филиалом Александром Парамоновым

Подготовила Ирина Перечнева

- Задача-максимум - растить для себя клиента. Внешторгбанк - инвестор очень крупных проектов. В Свердловской
Александр Парамонов


- Александр Владимирович, почему Внешторгбанк решил создать отдельную технологию для финансирования средних компаний?

- Кого вы относите к крупным, а кого к средним клиентам?

области практически все системообразующие холдинги - в той или иной степени наши клиенты. Но таких предприятий не так много. А средний бизнес более диверсифицирован. Он имеет особенность со временем перерастать в крупный. Мы как банк можем ему в этом помочь - и тем самым расширить потенциальную клиентуру.

- В чем суть стандартизации подхода к среднему бизнесу?

- Мы считаем крупными компании с суммой годовой выручки более 100 млн долларов, имеющие подразделения в разных регионах. Их невозможно обслуживать без учета этого фактора и, как правило, центр принятия решений по таким клиентам находится в центральном офисе банка. Предприятия с годовой выручкой менее 3 млн долларов мы относим к малому бизнесу, их финансирование переведено в «ВТБ Розничные услуги». А все, что между ними - и есть средний клиент или, как мы его еще называем, региональный: его обслуживание полностью передано на уровень филиалов.

- Какова эффективность применения такого подхода?

- Мы разделили средний бизнес на два сегмента: нижний - предприятия с годовой выручкой от 3 до 20 млн долларов, верхний - от 20 до 100 млн долларов. Для обоих процедура оценки упрощена: для верхнего в меньшей степени, для нижнего - в большей. Это позволяет сократить сроки принятия решений и наши затраты. Вместе с тем задача при работе с верхним сегментом - использовать весь спектр современных финансовых инструментов, имеющихся в нашем распоряжении и активно предлагающихся крупной клиентуре. Прежде всего это продукты, относимые к документарному бизнесу: аккредитивы, гарантии. На эту задачу сегодня ориентированы все клиентменеджеры.

Интервью взяла Ирина Перечнева


- Общий кредитный портфель филиала с начала года вырос с 12 до 15 млрд рублей. Доля среднего бизнеса в нем составляет 26%. Проследить точную динамику роста среднего предприятия в структуре сложно, так как компании в течение года из нижнего сегмента переходили в верхний, а верхние - в категорию крупных. Однако тенденция налицо. Безусловно, в процессе работы пришлось корректировать некоторые стандарты. Например, при оценке качества заемщика изначально было всего две группы, попросту говоря - «плохой» и «хороший». Проанализировав итоги работы за полгода, мы пришли к выводу, что это неверно: многим в принципе неплохим клиентам оказалось труднее работать с банком. Стало ясно, что необходима большая дифференциация. В результате появилось пять кредитных рейтингов клиентов среднего бизнеса, при этом для двух самых надежных групп существенно снижены ставки. В целом за этот год мы получили хороший опыт работы со средним бизнесом, узнали его специфику и потребности. Думаю, эффект ощутила и экономика региона: многие предприятия получили возможность пользоваться уникальными продуктами, прежде доступными только крупным клиентам.


Дополнительные материалы:

В эпоху инвестиционного бума металлургия вызывает особый интерес инвесторов. Общими усилиями компании отрасли привлекли в ходе IPO за 2004 - 2006 годы 2,1 млрд долларов. Тон во многом задает Урал: в регионе присутствует большинство российских метхолдингов, отрасль занимает второе место в экономике УрФО после ТЭК. Однако в последнее время все больше игроков попадает в разряд «IPOскептиков». Инвесторы, на выход!
В 1990х, в эпоху передела металлургического рынка, российские компании были еще слишком слабы и разрознены, чтобы самостоятельно выходить на зарубежные рынки заимствований. В борьбе за российские активы конкуренцию отечественному капиталу тогда составляли иностранные инвесторы. Так в Свердловскую область пришли швейцарская Duferco S.A. и британская Kermas Lspan, контролируемая хорватским бизнесменом Данко Кончаром. Их присутствие стало для региональных властей основным аргументом, подтверждающим инвестиционную привлекательность региона.

Ныне позиции отечественного бизнеса укрепились. С помощью властей, налоговых органов и природоохранных ведомств началось вытеснение зарубежных бизнесменов. В итоге Duferco S.A. продала НЛМК «ВИЗСталь» за 550 млн долларов (см. «Кому достанется ВИЗСталь», «Э-У» № 7 от 20.02.06). Похожая судьба постигла компанию Kermas Lspan: ее вынудили расстаться с 50% акций «Русского хрома 1915» (РХ) в пользу владельца Ключевского завода ферросплавов Сергея Гильварга (см. «Хромовое перемирие», «Э-У» № 10 от 13.03.06).

К нему в ближайшее время могут перейти и оставшиеся 50% акций РХ, принадлежащие итальянской группе Luigi Stoppani. Риск лишиться месторождений в Челябинской области есть и у британской компании Eureka Mining (см. «Хождение по ГОКам», «Э-У» № 42 от 13.11.06).

По словам аналитика ИФК «Уником Партнер» Дениса Тарарыкова, сейчас федеральные и региональные власти к прямым инвестициям иностранцев в металлургию и другие привлекательные отрасли относятся прохладно: «Иностранные собственники нужны были несколько лет назад, чтобы вытащить наши компании из кризиса и научить менеджмент западным стандартам управления. Сейчас идет обратный процесс - активы переходят под контроль российских властей или бизнеса. Влияние иностранцев сводится к минимуму».

Прямые иностранные инвестиции потеряли актуальность. Металлурги научились успешно использовать другие механизмы привлечения средств - банковские кредиты и облигационные займы.
За длинным долларом
Сегодня средства в металлургию идут в основном на возвратной основе. По словам министра внешнеэкономических связей Свердловской области Виктора Кокшарова, из 1,1 млрд долларов, привлеченных в 2005 году, почти 950 миллионов - «длинные» кредиты.

Для развития бизнеса кредитные схемы активно использует Русская медная компания (РМК): за три года привлечено около 410 млн долларов. Большой объем заимствований объясняется масштабом планов: РМК планирует нарастить объемы производства в два с лишним раза. Крупные займы на внешнем рынке с помощью ЕБРР привлекает и группа ЧТПЗ: первый кредит в 190 млн долларов взят в 2004 году на покупку акций Первоуральского новотрубного завода, а в ближайшее время группа рассчитывает получить еще 193 млн долларов. Большая часть, по планам, пойдет на строительство нового трубного производства.

Охотно используются облигационные займы. К этому инструменту успешно прибегают многие компании, в том числе ЧТПЗ, ТМК, «Мечел», Максигрупп. В этом году дебютные трехлетние облигации объемом 2 млрд рублей разметил металлургический завод им. А.К. Серова (входит в УГМК). Как правило, облигационные займы берут на три-пять лет объемом 1 - 3 млрд рублей. По данным инвесткомпаний, спрос на эти бумаги есть, доходность облигаций составляет 7,5 - 8,5%.
Продается внарезку
Иногда возвратные средства оказываются не слишком выгодны. Если компании требуются суммы от сотен миллионов до миллиардов долларов, кредитный груз может стать непосильным. Тогда бизнес выводит на биржу ценные бумаги. И вовсе необязательно продавать компанию иностранным инвесторам целиком. Можно реализовать только часть акций, проведя сначала первичное размещение - IPO, а потом доразместив ценные бумаги на западных биржах.

Бум IPO начался в России с 2004 года. Сегодня на Лондонской и НьюЙоркской биржах торгуются ценные бумаги многих крупных российских компаний. За последние два года на публичные рынки вышли «Мечел», НЛМК, «Евраз Холдинг».

Ряд успешных размещений пришелся на осень 2006 года, причем уральские компании оказались в лидерах. Это легко объяснить: у уральцев неплохой кредитный рейтинг. Они обеспечены собственным сырьем («Евраз Групп» - на 88%, «Мечел» - на 80%), вертикально интегрированы, близки к быстрорастущим металлоемким рынкам ЮгоВосточной Азии, в перспективе получат доступ к рудным запасам Полярного Урала (до 5,6 млрд тонн железных и до 18,6 млн тонн медно-цинковых руд), у них относительно дешевая рабочая сила и энергоресурсы (все еще ниже мировых цен).

Лучшие результаты IPO показали цветники и трубники. Трубная металлургическая компания (ТМК) разместилась по верхней границе ценового диапазона. Котировки акций компании, скорее всего, будут расти: у компании есть перспективы развития, поскольку спрос на ее продукцию в связи с развитием нефтегазового сектора повышается. Максимально успешных результатов добился и Челябинский цинковый завод (ЧЦЗ, входит в группу ЧТПЗ). Стоимость одной акции достигла 167,5 доллара, превысив верхнюю планку установленного организаторами диапазона 127,5 - 155 долларов за акцию. Интерес к акциям завода проявили как российские, так и зарубежные инвесторы. Ажиотаж вызван резким скачком мировых цен на цинк и прогнозируемым ростом стоимости этого металла.

Правда, не всем так повезло: массовый выброс акций российских металлургов привел к частичному насыщению этого сегмента рынка ценных бумаг. Этот фактор назван в числе основных причин не слишком удачного размещения «Северстали». Считалось, что компания может привлечь до 1,5 млрд долларов через размещение 10% уставного капитала, но спрос на ее акции оказался ниже ожидавшегося. Результат - отказ от повторного размещения.

Результаты IPO «Северстали» показали рынку, что высокие цены на металлы еще не гарантируют успешного размещения. В новейшей фондовой истории уральской металлургии уже появились «скептики».
Кто не успел, тот IPOздал

Осторожно к размещению на торговых площадках относится ММК. Пока компания планирует IPO на 2007 год, однако она уже раз останавливала процесс выхода на биржу, и нельзя исключить, что вновь не изменит точку зрения. Еще одно IPO на следующий год запланировала корпорация «ВСМПОАвисма». Но окончательное решение будет принимать ее новый собственник Рособоронэкспорт, известный закрытостью, и это может отпугнуть потенциальных инвесторов. Большинство остальных участников рынка вообще не ставят перед собой задачи выхода на фондовый рынок (УГМК) или не планируют его в течение 2007 года (РМК, группа ЧТПЗ).

Между тем период, благоприятный для выхода на биржу, подходит к концу. По прогнозу аналитиков американского инвестбанка Merrill Lynch, в следующем году мировые цены на медь могут упасть на 30%. Это произойдет изза ожидающегося снижения спроса и ввода в строй новых месторождений. В такой ситуации банк советует инвесторам обращать больше внимания на акции компаний, добывающих медь, а не перерабатывающих ее.

Похожего мнения придерживаются и аналитики маркетингового подразделения Citigroup Global Markets. Они считают, что в 2007 году российским компаниям не удастся привлечь на IPO больше денег, чем в 2006м, а затем волна размещений спадет до уровня 2005 года. Снижение популярности IPO объясняют просто: к 2008 году резко вырастут политические риски (президентские выборы в России) и макроэкономические риски падения цен на нефть. Ее стоимость уже начала снижаться. Если цена будет падать и дальше, это может повлечь охлаждение мирового рынка сырья. Стоимость продукции металлургов снизится, и инвесторы потеряют интерес к отрасли.

Бесплатные деньги

Прошедшие этой осенью IPO металлургических компаний в целом были удачны. По мнению начальника аналитического отдела ИФК «Уником Партнер» Сергея Калиберды, по мере приближения президентских выборов риски будут возрастать

- Состоявшиеся недавно первичные размещения Челябинского цинкового завода (ЧЦЗ) и Трубной металлургической компании (ТМК) оказались успешны, на их фоне IPO «Северстали» выглядит бледно…

- Я бы не стал называть IPO «Северстали» неудачным: основная цель первичного размещения - привлечение средств - достигнута. Другое дело, что сама структура проведения IPO оказалась запутана, у инвесторов возникли сомнения, что компания будет дружелюбно относиться к миноритарным акционерам. Кроме того, на международных биржах уже есть акции российских стальных компаний.

- Что привлекает иностранных инвесторов в российской металлургии?

- Отрасль в принципе привлекательна. Интерес стимулируют слияния и поглощения, а также наметившаяся консолидация российских металлургических активов. Западные инвесторы опасаются замедления роста американской экономики, поэтому вложения в развивающиеся рынки перспективны. В пользу российских активов говорит и укрепление рубля. А падение цен на нефть подталкивает инвесторов, активно покупавших акции нефтянки, переориентироваться на энергетику, телекоммуникации, металлургию. Хотя существуют опасения, что Китай наводнит рынок дешевым металлом.

- Далеко не все крупные российские меткомпании заявляют о намерении выйти на IPO. Что их сдерживает?

- При выходе на IPO происходит распыление власти над компанией, что не всегда устраивает ее владельцев. Кроме того, если IPO проводят на Лондонской бирже (как правило, именно ее выбирают наши компании), это влечет за собой более строгие требования к раскрытию отчетности. А в США они еще строже. Далеко не все готовы обеспечить такую прозрачность.

- Выход на IPO жизненно необходим для развития компании?

- Он работает на имидж. Конечно, без IPO обойтись можно. Но это бесплатные деньги для компании: покупатели акций прежде всего рассчитывают не на дивиденды, а на рост котировок. За привлечение средств при помощи облигаций приходится платить, однако плюс в том, что через год-три компания их гасит и не несет больше никаких обязательств. Впрочем, облигации и выход на IPO - дорогое удовольствие в плане проведения подготовительных мероприятий: регистрации выпусков, листинга. Если нужна относительно небольшая сумма, быстрее и проще взять кредит.

- Как долго продлится благоприятный период для выхода российских металлургов на IPO?

- В следующем году IPO также будут проходить успешно. Но если цены на нефть продолжат падать или, к примеру, произойдет резкое замедление мировой экономики, это затронет не только «нефтяные» бумаги, но и весь российский фондовый рынок. Тогда удачные IPO вряд ли будут возможны.

А самый глобальный риск для российских компаний - выборы президента в 2008 году. Можно предполагать, что перед выборами новые российские активы будут приобретать менее охотно: инвесторы станут осторожней.

Интервью взяла Юлия Кабакова

Сергей Калиберда


Главная страница :: Новости :: Без ipo в голове
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz