Главная страница :: Новости

Проездом Где строить южно-­уральскую аэс Заложники человеческого фактора Свое сырье в башкирии На рынке мечты Дружба крепкая не расплавится Стражей урала профинансируют в складчину По ветру Лента мебиуса мягкая мебель

Директор Экспериментального завода Андрей Гармс встретил нас в своем кабинете гордым заявлением: «К съезду “Единой России”, который открывается в Екатеринбурге 2 декабря, мы изготовим и привезем показать делегатам 6-метровую сеялку! Обязательно об этом напишите». …Пишем: не так давно завод посетил губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Ему показали новую сеялку в три метра. Она значительно повышает производительность труда и втрое уменьшает расход ГСМ в сравнении с техникой, применяющейся на полях Среднего Урала сегодня. Губернатор посоветовал Гармсу изготовить еще и раскладную шестиметровую сеялку для тракторов пятого класса тяги. И попросил изложить ему в письме, какие ресурсы для этого нужны. Андрей Яковлевич написал: «Мне ничего не нужно. Дайте деньги крестьянам. Они купят мощный трактор и мою сеялку». И обязался изготовить шестиметровую сеялку к концу этого года. Теперь хочет отчитаться перед губернатором-единороссом…


: Андрей Порубов


Иные
Отучившись в Карагандинском политехническом институте на инженера-механика, Андрей Гармс приехал в Реж в 1967 году работать конструктором на механический завод, производивший боеприпасы. Он вспоминает: «Я прошел здесь очень хорошую школу конструкторов, поскольку все передовые технологии, существовавшие на тот момент, концентрировались в оборонной промышленности. По уровню развития производства в сравнении со многими другими предприятиями наш завод был каким-то инородным телом».

Тут, наверное, положено съязвить по поводу возрождения партийно-хозяйственной системы, на этот раз в виде фарса. Но 61-летний директор Экспериментального завода за многие годы руководства и в условиях плановой экономики, и в условиях рынка в точности вымеряет действия. Практика научила, с каким видом продукции машиностроения можно смело конкурировать с ведущими мировыми производителями, даже в Африке и Латинской Америке, а с каким - осторожно выходить на местный рынок, используя административный ресурс.

В 70-е годы на заводе был образован отдел механизации с производственным участком, куда вошли около 20 конструкторов, а также несколько токарей и фрезеровщиков. Возглавил отдел Андрей Гармс. Задачей нового подразделения стала разработка и внедрение в производство новой продукции как военного, так и гражданского назначения: от автоматов контроля прочности деталей для оборонки до систем навозоудаления.


Андрей Грамс
Технологии были действительно передовые для своего времени. Так, в 1970 году на Режевском механическом заводе из 27 станков была создана автоматическая линия по производству самого сложного элемента противотанковой реактивной гранаты ПГ9 - соплового блока. В Советском Союзе подобная работала только в Донецке.

По сути, создание отдела механизации означало шаг к диверсификации производства, ставшей актуальной для большинства отечественных предприятий только двадцать лет спустя, при вхождении в рынок. Когда в конце 80-х советские заводы и фабрики перешли на хозрасчет, в отделе механизации стали самостоятельно искать заказы на стороне. Перед наступлением рыночной эпохи это было единственное структурное подразделение Режевского механического, работающее прибыльно. Само же предприятие при резком сокращении государственного оборонного заказа оказалось на грани выживания: из-за отсутствия оборотных средств нечем было платить работникам, за долги энергетики часто обесточивали производство.

Фирменным «блюдом» отдела механизации стала разработка и внедрение автоматических линий. Например, появилась линия по производству автопоилок для скота. Раньше существовал цех, где 20 женщин (у мужчин производительность при сборке мелких деталей в пять-шесть раз ниже) вручную собирали 150 тыс. автопоилок в месяц. После создания конвейера эту же месячную норму стали выполнять шесть операторов станков. «Задача создания автоматической линии была сложной, - говорит Андрей Гармс. - Надо было разбить весь процесс на несколько технологических операций и подобрать для выполнения каждой машину, которая бы по отдельности собирала, вставляла, центровала, проводила испытания. Это была настоящая революция».

Директор Экспериментального завода положению наемного менеджера не завидует: «Представьте, руководитель планирует перспективу развития предприятия на пять-десять лет. А тут приходят собственники и говорят: мы посоветовались и приняли решение поставить другого директора. Вот и все. Но собственность - это одни заботы и затраты. Сегодня за мной стоят 350 человек, их надо обеспечивать работой и зарплатой. Недавно мы попросили у федерального Минпромэнерго кредит на производство сеялки в размере 50 млн рублей. Вскоре приходит ответ: кредит не дадим, но если бы дали, вы должны были бы на эту сумму передать часть акций предприятия в управление государству. Да я вам весь завод готов отдать, лишь бы дело двигалось!».
Хорошо прожаренный кусок мяса
В рыночных условиях Экспериментальный завод продолжил заниматься тем, что делал отдел механизации: выпускал нестандартное оборудование широчайшей номенклатуры. Специализация отсутствовала. Один из зарубежных партнеров завода как-то сказал Гармсу: «Ваша проблема в том, что у вас на огне слишком много мяса, оно не прожаривается». Директор завода с ним не согласился: «Разнонаправленная деятельность спасла нас в 90-е годы. Мы могли быстро переориентироваться и делать то, что пользовалось на рынке спросом».

В сложившихся условиях руководство Режевского механического завода оказалось вынуждено спасать рентабельные бизнес-направления, выделив их в самостоятельные юридические лица. Так в 1992 году на базе отдела механизации было образовано научно-производственное объединение «Экспериментальный завод». Андрей Гармс стал его директором. Вскоре после создания нового предприятия собрание трудового коллектива доверило цехкому организовать ООО. Сегодня из учредителей остались четыре человека: сам Андрей Гармс, его брат - заместитель директора по качеству, главный бухгалтер и главный конструктор.

Тем не менее первые шаги в производстве оборудования для добычи и обработки природного камня (эти машины сегодня составляют основную долю продаж Экспериментального завода) предприятие сделало еще 30 лет назад. С 1974 года Андрей Гармс регулярно участвует в двух крупнейших международных выставках по камнерезной технике в Вероне (Италия) и Нюрнберге (Германия). «В 70-е годы в мире было всего две фирмы, выпускающие камнерезные баровые машины. Мы стали третьими. Поначалу к нам в Европе относились несерьезно. Но наша выставочная площадь постоянно увеличивалась, потому что из года в год мы привозили все больший ассортимент оборудования. Теперь наши машины работают в Таиланде, Пакистане, Бразилии, Италии, Швеции, Финляндии, Венгрии, Нигерии», - с гордостью рассказывает Гармс.


: Андрей Порубов


О том, что камнерезными машинами можно успешно торговать и в новые времена, директор Экспериментального завода понял благодаря случаю. В начале 90-х на предприятие приехал один екатеринбургский предприниматель, показал чертежи камнерезной баровой машины из Болгарии и спросил: «Можете сделать такую же?». Гармс взялся, тем более что опыт имелся. Была разработана технология производства и даже начато изготовление. Но в условиях высокой инфляции предприниматель от заказа отказался.

В то время на мировом рынке фирмы, производящие камнерезную технику, четко разделялись: одни выпускали машины баровые (цепные), другие - канатные (пилят камень с помощью канатов с алмазными втулками). Каждая доказывала преимущество своей технологии. «На этот уже сложившийся сегмент мирового рынка мы, - говорит Гармс, - пришли зелеными, не были четко привязаны к одной из технологий. И в этом оказалось наше преимущество. Мы поняли, что каждая технология имеет свои плюсы: баровой машиной проще делать вертикальный рез, а канатной - горизонтальный. В 1996 году мы освоили производство и тех, и других и стали первой в мире компанией, представившей на рынок сразу два вида оборудования. Сегодня так работает весь мир: вместе с нами это 13 компаний. Такие вещи надо на скалах выбивать, чтобы и через триста лет люди знали, как все начиналось».

: Андрей Порубов



На заводе не только делают машины, но и занимаются обработкой камня

На заводе не только делают машины, но и занимаются обработкой камня

Тем не менее на заводе две машины все же собрали. Кому их предложить? Одну из них Гармс доставил в Коелгу (Челябинская область), на один из самых больших в Европе карьеров белого мрамора. Оборудование не прошло испытания. Но начальник карьера от предложения не отказался: поверил клятвам Гармса, что машину можно довести до нормативных требований, и написал две страницы пожеланий. Конструкторы Экспериментального завода буквально жили на предприятии, исправляя недоработки. Через две недели машина была возвращена на Коелгу. Новые испытания. Работает! «Вторую такую можете привезти?». Еще через две недели на Коелге работала и вторая машина.

Дальше - больше. Коелга поставляет мрамор по всему миру. Заказчики, естественно, интересуются, чье оборудование работает в карьере. Так многие компании и предприниматели узнают о деятельности небольшого предприятия из Режа. А Гармс сейчас вспоминает, как к нему на «девятках» приезжали люди, зажав между коленями дипломаты с деньгами.

«Мы называем Коелгу своим родителем, - говорит Андрей Гармс. - Потому что как машину им привозим, так получаем от них две страницы замечаний. Они пишут, а мы мгновенно реагируем». Экспериментальный завод поставил тогда Коелге 18 камнерезных машин и помог выполнить грандиозный заказ: карьер выиграл тендер на поставку мраморных блоков для строительства храма Христа Спасителя в Москве и каждый день должен был отправлять туда два литерных вагона. «В итоге Коелга спасла нас, а мы - Коелгу».

Вторая специализация Экспериментального завода определяется уже в наши дни. Гармс решал проблему сезонности спроса на камнерезное оборудование: каждой зимой продажи значительно падали. В прошлом году родилась идея выпускать сельхозтехнику. Точнее - возродить производство: в конце 80-х Режевской механический завод изготавливал ежегодно 5 тыс. мотоблоков. «Я переговорил с руководителями соседних сельскохозяйственных предприятий, со знакомыми фермерами, - объясняет директор. - Возникло предложение сделать почвообрабатывающую посевную машину. Техника такая в мире, конечно, есть, но она либо очень дорогая, либо низкого качества.

В итоге сложился главный производственный профиль предприятия. Сегодня завод производит полный комплект оборудования для добычи и переработки природного камня.
Очаровать правительство

В основе - современные ресурсосберегающие технологии: агрегат совершает все необходимые операции за один проход.

Гармс подошел к реализации задачи основательно: поручил отделу информации собрать материалы по всем ведущим мировым производителям сельхозтехники. Изучили машины 86 компаний. После этого возникло четкое понимание того, в каком направлении двигаться. Так появилась почвообрабатывающая посевная машина «Чародейка».

В конце этого года областное правительство приняло решение выделить сельхоз-предприятиям средства на закупку 20 «Чародеек». На заводе эти машины уже почти собраны, а к следующей весне здесь планируют изготовить еще 5 Андрей Гармс считает, что получить административную поддержку может любая компания вне зависимости от формы собственности: «Надо быть уверенным в своих силах. Если тебе не хватает сил пробить стену, надо отойти подальше и разогнаться посильнее».

Этой весной на полях Среднего Урала уже работало десять «Чародеек», купленных за счет средств бюджета Свердловской области. «Мне говорят: у тебя областное правительство купило сельскохозяйственные машины. Я отвечаю: это не так, деньги были выделены крестьянам, а те уже приобрели у меня “Чародейки”. Если бы это была неудачная машина, никакой поддержки губернатора и правительства Свердловской области мы бы не получили», - убежден глава Экспериментального завода.

В следующем - на предприятии намерены полностью перейти от чертежных станков к проектированию на компьютере. Экспериментальный завод не чужд экспериментов и сам конструирует свое будущее.

У директора Экспериментального завода много планов. Идет серьезная модернизация производства: закуплен немецкий пресс с ЧПУ, компьютерный станок для плазменной резки. В конце этого года ожидается подписание контракта с одной из немецких компаний по организации в Реже совместного производства плугов.

НПО «Экспериментальный завод» (Реж, Свердловская область)
Одно из ведущих отечественных предприятий по производству оборудования для добычи и обработки природного камня. Производит сельскохозяйственную технику и оборудование для ремонта железнодорожного транспорта. На предприятии работает около 350 человек.

Дополнительные материалы:


Предложение федеральной сетевой компании (ФСК) о разукрупнении четырех межрегиональных распределительных компаний (МРСК) с целью повышения их инвестиционной привлекательности и обеспечения стандартов корпоративного управления поддержано правительством России. РАО «ЕЭС России» согласилось с необходимостью изменения конфигурации и количества МРСК, но позицию окончательно не сформулировало. генеральный директор ОАО «МРСК Урала и Волги» Алексей Бобров рассказывает, как он воспринимает предстоящие перемены.
- Алексей Олегович, МРСК Урала и Волги действует в 15 регионах, очень разных с точки зрения энергетики и экономики. По каким показателям вы оцениваете, насколько эффективно работает там ваша компания?

- На этот вопрос крайне сложно отвечать. Безусловно, регионы разные по структуре потребителей (где-то население берет 40% электроэнергии, а где-то - меньше 10%), по структуре сети, по климатическим условиям. Поэтому основной универсальный критерий, применимый ко всем компаниям, - снижение количества сбоев, отказов оборудования, происшествий и аварий. Словом, надежность электроснабжения потребителей.

Все остальное относительно, даже прибыль. Хоть мы и занимаемся бизнесом, не всегда измерять все прибылью корректно и актуально. Заработает, допустим, РСК «Свердловэнерго» дополнительные деньги, сэкономив на ремонтах, и все их пустит на дивиденды. Абсурд! Компании получают средства не на это, а на ремонт линий, модернизацию оборудования, улучшение условий труда сотрудников, на зарплату. Безусловно, производство должно быть рентабельным. Но это не основное мерило, как во многих других отраслях. Есть тонкая грань между затратами на надежность, персонал, поддержание основных фондов - и получением прибыли. Она взвешивается в соответствии с бизнеспланами.

- Как изменилась за полтора года экономика компании? За счет чего произошла оптимизации бизнеса?

- Экономика поменялась кардинально, потому что появился новый вид бизнеса, которого еще пять лет назад не было, - транспорт и распределение энергии. Даже тарифа такого не было - на транспорт. Был тариф для конечного потребителя в этом регионе. Сколько стоил в нем именно транспорт, никто не знал. Теперь экономика стала прозрачной, понятной для инвестора. Потери в сетях за полтора года мы снизили на 1 - 2%, кардинально меняем подходы к учету электроэнергии. Уже нет безлимитного отпуска, в рынке всех начинает интересовать, кто за что платит.

Мы принципиально продвинулись в развитии сети, преодолении дефицита электроэнергии в тяжелых районах. Полтора года ведем большие стройки в регионах, где значителен рост потребления. Подписано первое правительственное соглашение с остродефицитным Тюменским регионом. Найдены источники, готовим серию облигационных займов. Это эффективный инструмент привлечения длинных денег в сетевую энергетику: за их счет будут решены задачи, о которых все говорят.

В целом я МРСК доволен. Это очень крупная по российским и мировым меркам, эффективно работающая управляющая компания с оборотом 90 млрд рублей.

- Если все хорошо, зачем планируется разукрупнение МРСК? В чем его суть и когда оно состоится?

- Разукрупнение МРСК, о котором говорят в прессе, - термин в корне неверный. Он не отражает логику событий. Нужно говорить не о разукрупнении МРСК, а об укрупнении региональных сетевых компаний. И это, безусловно, положительная тенденция. Возьмем, к примеру, Тюменьэнерго. Три региона - одна компания. Работает эффективно. Активы позволяют вести разговор с серьезными инвесторами. Сейчас идет поиск подобной оптимальной конфигурации для всех других регионов. Каким в итоге будет новый управленческий контур, решат РАО ЕЭС, ФСК и правительство. Это вопрос не закулисный. Нужна серьезная работа для определения новых правил игры. Должны быть согласованы все позиции, учтены все интересы и получены ответы на все вопросы. Кроме того, нужно провести ряд корпоративных процедур. Процесс долгий, он растянется во времени, думаю, на год-полтора.

- Каковы доводы сторонников укрупнения? Какие узлы проблем обсуждаются?

- Довод один и простой: проще управлять одной крупной бизнесединицей, чем десятком мелких. Поэтому идет поиск оптимальной с точки зрения мировой практики конфигурации хорошо управляемой сетевой компании - операционной единицы, которая будет привлекать финансы, котировать свои акции, ею будут довольны инвесторы. Если сделать единую сетевую компанию от Южно-Сахалинска до Калининграда, ни один руководитель в течение 50 лет физически не в состоянии будет посетить даже основные точки. Но измельчить Свердловскую область на пять сетевых компаний (это пять гендиректоров, пять тарифных решений) тоже неэффективно. Поэтому строится оптимальная конструкция в многоугольнике: правительство, РАО, ФСК, акционеры, инвесторы, региональные власти.

- Структурные изменения могут сказаться на уже начатой в МРСК модернизации и развитии электросетевого комплекса?

- Мы давно живем в реформе энергетики и имеем опыт недопущения ошибок в таких условиях. Изменение конфигурации никоим образом не должно отразиться на надежности энергоснабжения. Процессы корпоративных слияний будут грамотно дополнять развитие производства, способствовать эффективному урегулированию сетевого бизнеса. Следствием их станут снижение потерь, оптимизация издержек, развитие персонала, повышение привлекательности акций.

- Какие объемы должна иметь сетевая компания, чтобы стать интересной для инвесторов?

- У компании средних параметров основных фондов должно быть на 30 млрд рублей, выручки - на 20 - 30 млрд рублей.

- Какая сегодня наиболее близка к этому?

- Тюменьэнерго соответствует этим стандартам. Ее ценные бумаги вызовут интерес. Никаких проблем с привлечением средств, кредитованием, размещением облигационных займов не возникнет. Свердловэнерго значительно меньше, но если консолидировать сетевые активы на территории области, это будет хорошая компания. Объединение с Курганом и Челябинском, наверно, всем пойдет на пользу. Достаточно компактная по территории компания стоимостью 45 - 60 млрд рублей и с выручкой от 30 до 50 млрд рублей будет эффективна.

- Одна из инвестиционных составляющих модернизации сетевого хозяйства - плата за технологическое присоединение. Почему она до сих пор принята не во всех регионах?

- Плату имеют право вводить главы муниципальных образований и региональные энергетические комиссии на всей территории сразу или поэтапно. В мегаполисах, где высокая деловая активность, ее давно уже нужно ввести. Нерешенность этого вопроса, неурегулированность законодательных норм и недоработка практики становятся препятствием на пути развития энергосистемы, да и экономики всех регионов в целом. Сторонники социального популизма еще надеются: поговорят да перестанут, присоединение останется бесплатным. Москва долго сопротивлялась такому решению: никогда и ни за что, энергетики - плохие люди. Результат: ставка 45 тыс. рублей за киловатт. И все, дискуссия закончена.

- Вы говорили, что у МРСК разработана схема такой платы. В чем ее суть и в каких регионах она реализуется?

- Наиболее успешно - в Пермском крае. Кто смотрит вперед, тот эти вопросы решает загодя. В других регионах, похоже, плата вводиться будет аврально, «за ночь». Схема реализуется примерно так. Анализируется энергорынок: кто в состоянии платить, кто нет, кому выгодно платить, кому не выгодно. Вычленяются группы потребителей: бюджетные, социальные, промышленные и прочие. Составляется так называемое тарифное меню. Если ты присоединяешься на столько-то киловатт и являешься бизнесструктурой, то, наверно, можешь и заплатить, - тебе 15 тыс. рублей за кВт•час. Бюджетнику плата - «за чернила и бумагу».

Говорят, что введение этой платы спровоцирует рост цен на жилье. Наша практика показывает, что это не так. Надо говорить честно: сетевая составляющая была всегда, и без платы за присоединение. Ни один дом не сдадут, пока к нему не подведут сети. Только раньше всем этим занимались сами застройщики. А сегодня это делают наши компании на средства, полученные в качестве платы. То есть застройщик избавляется от непрофильной для себя деятельности. Вот вся разница. Никакого фактического удорожания на рынке жилья, как бы это ни пытались обосновать, плата за присоединение не несет. Это видно как по Перми, так и по другим регионам.

- В Екатеринбурге как ситуация развивается?

- Де факто плата за присоединение введена давно: все застройщики платят 10% отчислений в Фонд развития инфраструктуры города. Вопрос только в прямом и адресном вычленении имеющейся там нашей доли. Мы хотим получать за свои конкретные киловатт/часы свои конкретные деньги. Фонд и мы будем жить отдельно. Чтобы у всех инвесторов, застройщиков было понимание, сколько они платят за воду, газ, озеленение и прочее. Пусть нас вычленят, мы готовы быть прозрачными. По Екатеринбургу, надеюсь, до конца года эту проблему решим, а значит, будет урегулирована и формализована плата за присоединение.

- Начался ли рост котировок акций региональных сетевых компаний?

- Да! Это связано с тем, что мы эффективно работаем, снижаем потери в сетях и издержки на единицу продукции, увеличиваем полезный отпуск электроэнергии. Появилась 100процентная собираемость платежей. Мы прозрачны для инвесторов, их устраивает наш менеджмент. При этом я не говорю о прибыли. Повторю, в энергетике этот показатель не всегда актуален: деньги должны идти не только на дивиденды, а на ремонты, новые стройки, на персонал. В конечном счете - на надежность.

Алексей Бобров

Дополнительные материалы:

Таблица Изменение капитализации РСК конфигурации МРСК Урала и Волги за 2006 год

Тарифы на техприсоединение по МРСК Урала и Волги
Тариф на технологическое присоединение с инвестиционной составляющей утвержден на сегодня в пяти регионах, тыс. руб. / кВт:

Пермэнерго - 12,6

Мариэнерго - 5,4

Курганэнерго - 4,5

Оренбургэнерго - 2,9

Чувашэнерго - 1,9

В Удмуртии, Мордовии и Кировской области плата введена без инвестсоставляющей: развивать сети за счет этого ресурса невозможно.

В Челябинской области плата утверждается на уровне муниципальных образований (по ФЗ210, а не по ФЗ35). Средняя стоимость - 8 тыс. руб. / кВт.

Свердловэнерго, Тюменьэнерго, Пензаэнерго, Волжская МРК - плата не утверждена.

Отсутствие платы за технологическое присоединение тормозит развитие энергосистемы и экономики регионов.

ОАО «МРСК Урала и Волги» ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала и Волги» создано в рамках реформирования российской энергетической системы решением единственного учредителя - РАО «ЕЭС России» (распоряжение от 24 февраля 2005 года) и зарегистрировано 28 февраля 2005 года в Екатеринбурге.
Компания должна обеспечивать эффективное функционирование и развитие распределительного электросетевого комплекса в границах объединенных энергетических систем Урала и Средней Волги в соответствии с конфигурацией МРСК, утвержденной советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» 23 апреля 2004 года. Осуществляет управление 15 распределительными сетевыми компаниями (РСК).


Главная страница :: Новости :: Не так сели
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz