Главная страница :: Новости

Тяжелый путь в европу Учи ученого «полиэф» взят Тренер для капиталистов Родину защищать «магнезит» подсыплет щебня Полеты во сне и наяву Телега без возницы Шаг назад, два шага вперед мягкая мебель

В феврале ОАО «Тюменьэнергосбыт» (ТЭНКОМ) объявило о запуске в Тюмени и Тобольске новой системы оплаты услуг энергоснабжения - с помощью карт экспресс-оплаты, по аналогии с картами оплаты услуг сотовых операторов. Способ позволяет расплачиваться без квитанции и вносить авансовые платежи. Номинал карт - от 50 до 500 рублей. Перед тем как распространение карт стало массовым, способ проходил тестирование: с июня по декабрь 2007 года платежи совершали сотрудники Тобольского филиала Тюменьэнергосбыта. Как отметила пресс-секретарь компании Роза Ракипова, за 2007 год во внедрение новой системы по Тюмени и Тобольску вложено около 2 млн рублей. В ТЭНКОМе рассчитывают, что этот способ выберут минимум 10% абонентов. В денежном выражении это 40 млн рублей в Тюмени, 8 млн рублей - в Тобольске. Преимущество карты в том, что она не имеет срока действия, не является именной, ее можно активировать в любое время, переведя на лицевой счет сумму, не превышающую номинал. В ближайшее время компания также планирует внедрить и такую форму оплаты энергопотребления, как платежи через систему «КиберПлат».

Борьба за потребителя на региональном рынке сбыта электроэнергии переходит на более цивилизованный уровень. Продавцы ищут качественные и скоростные инструменты оплаты энергопотребления, лишь бы сохранить лояльность абонентов.

Судебная история
Между тем последние несколько лет основным методом конкуренции за потребителя традиционных (выделившихся из РАО ЕЭС) и альтернативных энергосбытовых компаний были судебные споры. И не удивительно: новые сбытовики претендовали на потребителей, исторически «принадлежавших» энергетическому гиганту. Конкуренты обвиняли друг друга в незаконных способах борьбы, подавали иски и жалобы в Федеральную антимонопольную службу, забрасывали клиентов листовками.

Активное внедрение альтернативных форм оплаты услуг в энергетике эксперты объясняют тем, что борьба за абонентов на рынке сбыта электроэнергии перешла в более цивилизованное русло. Компании обратили внимание на самих потребителей и начали изменять качество предоставляемых услуг. Осталось только понять, насколько востребованы будут новые инструменты.

С осени 2007 года накал судебных разбирательств несколько ослабел, борьба за потребителя вошла в мирное русло. Конечно, попытки осудить или обанкротить конкурентов есть, но теперь они скорее исключение из правил. Основной же задачей продавцов электроэнергии стало удержание клиента за счет сервиса. «Конкуренция с независимыми энергосбытовыми компаниями заставляет нас развиваться, улучшать качество обслуживания, предлагать новые услуги, снижать издержки», - отмечает генеральный директор ОАО «Свердловэнергосбыт» Борис Бокарев. «Потребители хотят получать от нас не только надежное и бесперебойное энергоснабжение, - отмечает заместитель генерального директора Тюменской энергосбытовой компании (ТЭК) Сергей Ракин. - Им также важны качество и доступность услуг, и в большей части, конечно, это касается оплаты электроэнергии».

Изначально у бывших структур РАО было больше преимуществ: они единственные могли выходить на оптовый рынок, и именно у них альтернативные поставщики вынуждены были покупать электроэнергию. Противостояние обострилось в начале 2007 года, когда государственные структуры объявили о проведении конкурсов на выбор гарантирующих поставщиков в каждом регионе. Победители должны были получить право работать на закрепленных за ними территориях в течение трех лет (с 1 января 2008 года до 31 декабря 2010 года) как основные поставщики электричества. Кроме того, должно было сократиться и количество гарантирующих поставщиков электроэнергии, которые обладали преимущественным правом присоединения абонентов, работающих в их зоне. Поэтому компании пытались пересмотреть границы «зон» гарантирующих поставщиков, утверждая, что они установлены незаконно. Но из-за законодательных коллизий и опасности, что результаты конкурса могут быть оспорены в судах, выборы новых гарантирующих поставщиков так и не состоялись.

Ближе к телу
За последние несколько лет самым большим достижением в сфере организации оплаты энергопотребления частными клиентами стал переход от абонентских книжек к квитанциям. По ним можно расплатиться не только в отделениях энергосбытовых компаний, Почты России и Сбербанка, но и во всевозможных расчетных центрах. Причем в одном платежном документе теперь отражается вся информация о начислениях, поступивших платежах, задолженности абонента или наличии предоплаты. Так что потребителю больше не приходится самостоятельно вести расчеты.

Сегодня судебные тяжбы ушли на второй план, а главной задачей энергосбытовых компаний стала разработка таких инструментов оплаты услуг энергоснабжения, которые сделали бы этот процесс максимально быстрым и необременительным для потребителя.

Однако все это - вполне традиционные инструменты, их создание или отладка стоит в планах большинства уральских энергосбытовых компаний. По нетрадиционному пути пошла Тюменская энергосбытовая компания. Она заключила договор с Почтой России (ее отделения открыты во всех городах, районных центрах и деревнях) на оказание услуги «почтальон по вызову». Запустили ее в Мегионе. Смысл в том, что человек может оплатить электроэнергию у себя дома, вызвав по телефону в удобное для него время сотрудника почтовой связи. Рассказывает Сергей Ракин: «Способ оказался очень популярен, теперь мы рассматриваем возможность внедрить его и в других городах и районах области». Также
подобную услугу счел эффективной и решил внедрить ОАО «Свердловэнергосбыт».

Чтобы стать ближе к клиенту, компании стали заключать договоры с коммерческими банками на создание в их офисах дополнительных пунктов оплаты энергопотребления. Это позволило потребителю платить за электроэнергию вне зависимости от места проживания. Кроме того, для «расплаты» теперь можно воспользоваться банкоматом (если у энергосбытовой компании есть договор с банком) и многофункциональными терминалами. Для этого ОАО «Челябэнергосбыт» включилось в специальную банковскую платежную систему «Город», которая позволяет оплачивать счета. ТЭК в свою очередь заключила договор с ЗАО «Сибирьгазбанк», банкоматы которого установлены на территории компрессорных станций в Западной Сибири. Теперь у бытовых абонентов ТЭК, проживающих в трассовых поселках, нет необходимости ездить за десятки, а то и сотни километров в районные центры ради оплаты энергоснабжения.
Следующим шагом станет интернет: «Вы сможете заплатить либо с сайта компании, либо с помощью web money», - обещает первый заместитель генерального директора ОАО «Пермэнергосбыт» Дмитрий Орлов. Пока сделать это проблематично: клиенты, например, Свердловэнергосбыта могут платить через интернет только при наличии счета в банке «Екатеринбург».

К слову, сотовые операторы, уже много лет работающие с картами экспресс-оплаты, согласны с энергетиками. Как отметила директор по маркетингу макрорегиона «Урал» ОАО «МТС» Елена Трясцына, доля платежей, зачисляемых с помощью карт, снижается. Связано это с динамичным развитием в первую очередь терминалов. Например, в Екатеринбурге кассоматов в несколько раз больше, чем точек продаж карт оплаты. Абонентам удобно пользоваться терминалами еще и потому, что с их помощью они могут зачислить практически любую сумму, а с помощью карты - только определенную.

А вот карты экспресс-оплаты, с которых мы начали разговор, особого интереса у большинства энергосбытовых компаний Урала не вызвали. В неофициальных беседах специалисты «сбытов» отмечают, что рассматривали внедрение подобного инструмента, но отказались от этой идеи, так как сомневаются в ее успехе. Дело в том, что подобную услугу ОАО «Пермьэнергосбыт» запустило у себя еще в 2005 году, но большой популярности она не приобрела. Только через год введения карт экспресс-оплаты компания получила первый миллион рублей платежей. «Не могу сказать, что подобная система оплаты пользуется огромной популярностью в нашем регионе», - рассказывает Дмитрий Орлов. Компания не отказывается от этого инструмента только потому, что есть определенные категории потребителей, для которых карты удобны: это бизнесмены, предприятия без образования юридического лица и, как ни странно, люди с ограниченными возможностями (они могут оплачивать электроэнергию, не выходя из дома). Чтобы сохранить лояльность этих клиентов, Пермьэнергосбыт готов нести расходы по агентским вознаграждениям и изготовлению карт.


Cдефицитным бюджетом - все понятно: есть статьи расходов, на которые нет денег, но если они появляются, финансирование идет строго в соответствии с законом. Механизм профицитного бюджета сложнее, тоньше и противоречивее. Свердловская область относится к группе регионов, которые верстают формально сбалансированные бюджеты, но каждый финансовый год завершается существенным перевыполнением плана. О том, как такая политика отражается на интересах муниципального образования, мы разговариваем с мэром города Березовский Вячеславом Брозовским.

Вячеслав Брозовский
Результат от управления общественными финансами появится, когда будут разработаны критерии его оценки, убежден Вячеслав Брозовский

- В этом году муниципалитеты настаивали на трех принципиальных моментах: мы просили правительство заранее определиться с финансированием наших расходных обязательств в отношении детских садов, школ и домов культуры. Это больная тема для любого муниципального образования. Деньги на зарплату учителям, обеспечение учебного процесса сегодня поступают из бюджета субъекта федерации, и проблем с этим нет. А вот содержание, ремонт учебных заведений - в поле нашей ответственности. Не секрет, что в городах и районах здания находятся в плохом состоянии, поэтому мы настаивали на увеличении норматива финансирования до 10% от уровня бюджетной обеспеченности.

- Вячеслав Пиусович, как вы оцениваете бюджетный процесс 2007 года? Какие позиции в ходе работы согласительных комиссий муниципалитетам не удалось отстоять?

А мы не знаем, когда получим деньги, и получим ли их вообще. Это говорит о некачественном бюджетировании. С моей точки зрения, областной бюджет, принимаемый с дефицитом, выглядит честнее: по крайней мере, там сразу определены направления финансирования в случае появления дополнительных доходов.

К сожалению, правительство области не согласилось с нашими аргументами, мотивируя это тем, что в конце 2006 года в областном бюджете появились дополнительные деньги, которые как раз и были распределены на эти цели. Нам пообещали, что в случае превышения доходов областного бюджета в следующем году будет то же. Не спорю, для города Березовский дополнительные почти 7% от годового бюджета, который мы получили в декабре, - очень хорошо. Но лучше бы заранее планировать расходы, ведь школы надо ремонтировать в определенное время - летом.

- Бюджетные процессы очень политизированы, все решения принимает только федеральный центр. И это неправильно: помимо политики в основе должен быть и экономический расчет.

- В чем причина некачественного бюджетирования?

- У нас есть возможность регулировать базу по налогу на вмененный доход, однако, на мой взгляд, гораздо больше механизмов заложено в неналоговых источниках. Например, доходах от аренды нежилых помещений. Регулирование - это ведь не обязательно всегда в сторону снижения. Одним из первых моих новаций на посту мэра стало повышение в четыре раза арендной платы за муниципальные площади. Да, решение непопулярное в среде бизнеса, но зато в городе появился рынок муниципальной аренды, с которой начала конкурировать коммерческая недвижимость. И это в итоге пошло на пользу экономике.

- В результате реформы межбюджетных отношений муниципалитеты получили не только доходные источники, но и право их регулирования. Это помогает наполнять бюджет, развивать территорию?

Что такое вообще бюджет развития? В моем понимании - это деньги, которые город заработал и имеет право расходовать по своему усмотрению. Можно школы построить, можно памятники архитектуры отреставрировать, а можно торговую ярмарку организовать. Главное, понимать, зачем это городу, что это ему даст.

Но подобных механизмов недостаточно. То, что муниципалитеты оттолкнули от такого источника, как налог на прибыль, я считаю большой ошибкой. Ведь ясен же принцип: развиваешь экономику предприятия - развиваешь город. А что я сегодня должен говорить директору предприятия: меня не волнует твоя прибыль, мне важно, чтобы ты высокую зарплату платил, потому что 30% НДФЛ поступает в бюджет города? Но это же неправильная мотивация. Другая сторона проблемы - земельный налог. Формально мы имеем право снизить его, что, собственно, и делают все муниципалитеты, чтобы облегчить бремя бизнеса. Но Минфин области наши расчеты во внимание не принимает: «Вы можете делать у себя какой угодно инвестиционный климат, но мы вам посчитаем по максимальной ставке». И считает. О каком развитии в этой ситуации может идти речь?

- А вы уверены, что к этому готовы другие уровни власти? Я не уверен. Чтобы этот механизм заработал, нужно рассчитать конкретные показатели: смертность, рождаемость, уровень благоустройства, объем ветхого жилья и так далее. А у нас даже по национальным проектам нет нормальной системы оценки эффективности, которая была бы интегрирована между всеми уровнями власти. Плохо и то, что нет достоверных статистических данных: сегодня, к примеру, никто толком не знает реальный вклад в экономику малого бизнеса. Поэтому методика БОР нигде и не работает.

- Иными словами, ориентироваться на результат. Но готовы муниципалитеты к применению методики БОР?


Главная страница :: Новости :: Неточный расчет
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz