Главная страница :: Новости

Страховка от нюансов За что умирают лебеди Хочешь мира «удмуртнефть» получила нового акционера Скучные люди Начало 2007 года не принесло резких перепадов цен на рынке жилья Медная свадьба Дома хозяйка Релакс-бизнес мягкая мебель

Рост - абсолютный, падение - относительноеКак известно, динамика может быть хорошей, только если считать от нуля. Однако пример региона показывает: несмотря на бурное развитие и первичную насыщенность рынка банковских платежных карт, резервы для дальнейшего значительного роста есть. И сохранятся они, похоже, на протяжении еще минимум двухтрех лет.

Для регионального рынка банковских платежных карт 2006 год выдался особым. Совокупное количество карт, выпущенных для физических лиц на территории Урало-Западносибирского региона (Тюменской, Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Курганской областей, Пермского края, Башкортостана и Удмуртии, ХантыМансийского и ЯмалоНенецкого автономных округов), перешагнуло психологически важную отметку - 10 миллионов. К 1 января 2007 года оно составило 11 030 638 штук. Чтобы в полной мере осознать масштаб рынка, достаточно вспомнить: совсем недавно, пять лет назад, объем эмиссии в целом по стране составлял 10,5 млн карт (данные Банка России на 01.01.02). Правда, с тех пор многое кардинально изменилось.

Впрочем, несмотря на зафиксированные успехи локальных рынков, в федеральном масштабе пластик концентрируется в Москве и Московской области: к началу нынешнего года там выпущено 31,5 млн карт, это 42,3% от общероссийской эмиссии (74,6 млн штук). Любопытна динамика: на 1 января 2003 года доля столичного региона составляла 24%. За 2003 и 2004 годы она выросла до 32,2%, в 2005м - до 41,4% и в прошлом году - до 42,3%.

Судите сами. В 2005 году рынок отметил первый полноценный юбилей - десятилетие. Массовая реализация зарплатных проектов на Урале развернулась в 1995-м, хотя точечное распространение карт началось несколькими годами раньше. Очевидно, что за десять лет участниками рынка сделано немало (более подробно - в статье «С Москвой и без Москвы», см. «ЭУ» № 10 от 13.03.06). Но темпы роста рынка только увеличиваются: если в 2005 году прирост составил 2 млн карт (32,9%), то в 2006 году - более 2,7 млн карт (33,2%).

Соответственно, бурный подъем уральского рынка в абсолютных показателях оборачивается падением в показателях относительных. Доля Большого Урала в национальной эмиссии теперь составляет 14,8%. Год назад было 15,2%, два - 17,7%, три - 19,8%. А по состоянию на 1 января 2003 года на регион приходилось 25% федеральной эмиссии, что сегодня воспринимается как фантастически высокий показатель. Как бы то ни было, все понимают: концентрация финансовых потоков в Москве неизбежно стягивает в центр инструменты обслуживания этих потоков. И в обозримом будущем ситуация вряд ли изменится.


Анализ структуры операций по банковскому пластику, «прописанному» на территории Урало-Западносибирского региона, показывает: доля безналичных расчетов в торгово-сервисной сети (ТСС) с использованием банковских платежных карт последовательно увеличивается. По данным Банка России, в 2005 году в целом по стране она составляла 5%, в прошедшем году - уже 8%. При этом местные показатели значительно выше: 13,4 и 14,6% соответственно. Правда, объемы потраченных на покупки денежных средств в относительных цифрах выглядят скромнее - 2,49% в 2005 году и 2,95% в 2006 году. Но за этими процентами - многие миллиарды рублей. Кстати, детализация среднестатистических показателей по отдельно взятым территориям в разрезе последних двух лет весьма показательна.

Переход наличностиБанковские карты практически всех представленных на Урале платежных систем (см. «Системотехники», с. 33) исправно выполняют востребованные клиентами функции. Большую часть повседневных платежей - за услуги ЖКХ, стационарной и сотовой связи, интернетпровайдеров - давно уже можно провести через банкоматы, и продвинутые владельцы карт пользуются доступным сервисом. Число транзакций по оплате товаров и услуг растет на фоне бурного развития торгово-развлекательных центров и, соответственно, покупательской активности. Последняя стимулируется кредитными картами: снимать наличные невыгодно изза высокой комиссии, а в ряде случаев - повышенной процентной ставки. Впрочем, окончательное решение о том, как именно пользоваться картой, всегда остается за ее владельцем. Многим обладателям пластика попрежнему удобнее несколько раз в месяц снимать деньги в банкомате и тратить наличные, нежели оплачивать покупки картой. Таким образом, дело не в возможностях, а в потребностях и способностях держателей карт. Причем, вопреки стереотипу, уровень финансовой грамотности не определяется количеством карт в отдельно взятом субъекте РФ. Правило «чем больше карт, тем больше доля безналичных операций» не работает.

В ТСС в 2005 году зарегистрировано 23,7 млн операций на сумму 14,3 млрд рублей (средняя сумма транзакции - 601 рубль). Доля важнейшей функции пластика - безналичной оплаты товаров и услуг - в общем объеме транзакций по итогам предыдущего года составила 13,4%. Да, не так много, но тенденция все-таки положительная. Например, в 2002 году на долю таких операций приходилось 12,5%, а в 2004м - 12,8%. Львиная доля операций в ТСС (7,0 млн, или 29,7% от количества в целом по региону) зарегистрирована в Башкортостане. Предпосылки создали банк УралСиб и власти республики активным участием в свое время в развитии безналичных расчетов с использованием карт. Средняя сумма покупки по карте сравнительно невелика, 212 рублей. Люди готовы оплачивать небольшие повседневные покупки, и это, пожалуй, наиболее убедительное подтверждение того, что пластик работает каждый день, а не только при разовых крупных покупках.

Работает каждый день Итак, оглянемся назад. В 2005 году по картам физических лиц в целом по Большому Уралу зафиксировано 177,3 млн транзакций, большая часть которых, 153,6 млн (86,6%), пришлась на снятие наличных. В общей сложности за год снято 557,8 млрд рублей. Средняя сумма операции - 3632 рубля. Лидером в этом функциональном сегменте пластика стали Тюменская область, ХМАО и ЯНАО (в статистике Банка России сведения по этим трем территориям даются единой строкой). Здесь осуществлено почти 44,7 млн транзакций (29,1% от общего количества операций по снятию наличных в регионе), а средняя сумма оказалась много выше - 5212 рублей.

В 2006 году по картам оплачено 34,8 млн покупок (на 46,8% больше по сравнению с 2005 годом). Совокупная сумма операций - 24,2 млрд рублей, средний чек - 694 рубля. Как и год назад, в лидерах Башкортостан: 8,5 млн операций, или 24,5% от общего числа таких операций по региону. Средний чек - 282 рубля.

Теперь - данные по 2006 году. В целом по региону по картам физических лиц проведено 237,3 млн операций: на 60 миллионов (33,8%) больше, чем в 2005 году. Традиционное первенство - у операций по снятию наличных: 202,5 млн транзакций на общую сумму 795,9 млрд рублей (средняя сумма - 3931 рубль). И все же доля таких операций в очередной раз снизилась - до 85,4%. Как и год назад, большая часть подобных транзакций зафиксирована в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО: 55,8 млн операций (27,5% от показателя по региону) со средней суммой 5710 рублей.

На полюсах статистикиС одной стороны, лидерство Башкирии в части развития безналичных расчетов в региональном масштабе неоспоримо. С другой - анализ отдельно взятого локального рынка, без сравнений с соседями, вызывает еще больший оптимизм, вряд ли очевидный для всех участников уральского рынка банковских платежных карт. Оказывается, в Башкирии на долю расчетов в ТСС в 2006 году пришлось 23,8% от общего числа операций по картам.

На других территориях региона складывается следующая картина. Доля операций по оплате товаров и услуг в 2006 году в Удмуртии достигла 18,2%, в Свердловской области - 14,0%, в Пермском крае - 13,7%, в Челябинской области - 13,4%, в Курганской - 11,1%.

Любопытна статистика и по отдельно взятой Оренбургской области. Именно эта территория оказывается на «полюсе наличности», обгоняя все другие территории Большого Урала по доле операций снятия денег. В 2006 году она составила 92,7%. Соответственно, на безналичные операции в Оренбуржье приходится 7,3%. Это чуть меньше, чем в среднем по России, и значительно меньше, чем в среднем по Уралу. Кстати, в признанно «наличностных» Тюменской области, ХМАО и ЯНАО доля операций по снятию в общем объеме транзакций составляет 88,1%, а доля операций в ТСС - 11,9%.

При подготовке статьи использованы статистические данные, размещенные на официальных сайтах Банка России, Сбербанка России, платежных систем, а также расчеты, сделанные на основе этих данных.

Столь ощутимые величины - вполне достойный результат года. И если к платежным системам, банкамэмитентам и торговым центрам в продвижении безналичных расчетов наконец-то присоединится государство, то новые достижения рынка, выводящие наличные из тени, не заставят себя ждать.

Системотехники На Урале представлено около десятка платежных систем - международных, федеральных, локальных. Среди них Visa, MasterCard, «Золотая корона», Сберкарт, Юнион Кард, Accord. Как показывает мониторинг статистики, публикуемой самими платежными системами, степень их информационной открытости напрямую зависит от коммерческих успехов: чем выше показатели карточного бренда, тем более полные и оперативные сведения можно почерпнуть из официального первоисточника.

Дополнительные материалы:

Международная платежная система MasterCard, также активно осваивающая российский рынок банковского пластика, текущие результаты работы на территории РФ не обнародует. Тем временем только лидер на рынке пластика Сбербанк России эмитировал 8,6 млн карт MasterCard.

Очевидный лидер как в федеральном, так и в локальном масштабе - попрежнему платежная система Visa. К началу этого года в России находилось в обращении более 32 млн карт, что на 42% превышает аналогичные показатели годичной давности. На долю Visa приходится 43% национальной эмиссии. При этом с каждым годом набирает обороты тенденция, наметившаяся еще в начальный период освоения регионов в 2000 - 2001 году, когда карты Visa в большей степени, чем конкуренты, использовались для расчетов в торгово-сервисной сети. Так, оборот по картам Visa в ТСС в стране на конец 2006 года увеличился на 68% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года и составил более 5,7 млрд долларов США. Количество транзакций по картам Visa в ТСС увеличилось на 73% и превысило 98 миллионов.

Сбербанк России с 1993 года развивает платежную систему Сберкарт. Как российская платежная система (РПС) Сберкарт создана в конце 2005 года. Учредители (наряду со Сбербанком): Национальный резервный банк, Межрегиональный инвестиционный банк, Русско-германская лизинговая компания (РГ Лизинг) и BGS Smartcard Systems AG (Австрия). Как декларирует система, «по показателям РПС Сберкарт занимает лидирующее положение среди российских платежных систем <…> Ориентирована на рынок массовых ежедневных платежей населения». Количество микропроцессорных карт Сберкарт превысило 3,1 млн штук. Данных по оборотам, в том числе в ТСС, Сберкарт не публикует.

Среди российских платежных систем передовые позиции занимают «Золотая корона» и Сберкарт, которые делают ставку на микропроцессорные карты. В системе «Золотая корона» на 01.01.07 эмитировано более 4,5 млн карт, из которых 83,6% - микропроцессорные и 16,4% - магнитные. Обороты по ним по сравнению с аналогичным периодом 2005 года выросли на 63,7% и составили 199,6 млрд рублей. Доля безналичных операций в торгово-сервисной сети - 35,4%. Как утверждает сама «Золотая корона» на официальном сайте, это «лучший показатель среди всех платежных систем на российском рынке». Прирост безналичного оборота в 2006 году по сравнению с прошлым годом составил 72,2%.


С созданием новых торговых центров на уральский рынок по договору франшизы заходят ранее не представленные торговые марки, такие как Marks & Spencer, Camelot, Lollipop, Lulu Castagnette и др. Франчайзинг становится одной из популярных стратегий развития бизнеса.

Традиционная формула франчайзинга «быть в бизнесе самостоятельно, но не одному» в российской интерпретации преобразовалась так - «быть в бизнесе не одному, но себе на уме» В конце прошлого года в Челябинске по договору франшизы заработал третий универсам «Патэрсон». В Тюмени и Тюменской области сеть «Мосмарт» запустила программу франшизы и в 2007 - 2008 годах планирует открыть еще три гипермаркета.

Рисковое делоИдея франчайзинга заключается в том, что добившаяся успеха компания (франчайзер) передает права на использование товарного знака и бизнестехнологий другой компании (франчайзи) на определенных условиях. Для франчайзера это один из наиболее эффективных способов расширять бизнес, продвигать товарный знак и держать непрерывную связь с потребителем. Для франчайзи - наилучшая возможность организовать надежное собственное дело, вступить в высококонкурентный рынок при поддержке сильного бренда и опытного старшего партнера. Обе стороны франчайзингового договора - единомышленники, которые ведут длительное, взаимовыгодное сотрудничество. Так выглядит универсальная модель франчайзинга в Европе и США. В российской интерпретации традиционная формула франчайзинга «быть в бизнесе самостоятельно, но не одному» звучит так: «быть в бизнесе не одному, но себе на уме».

Но эта стратегия может привести и к негативным результатам. Так, холдинг «Марта», приобретатель франшизы сети аксессуаров «Colours & Beauty», принял решение о запуске собственной сети «Pur Pur», напрямую конкурирующей с франчайзинговым проектом. Аргумент: ассортимент и цены, предлагаемые головной компанией, не востребованы российским потребителем. Компаниям, развивающим сетевую торговлю по франчайзингу, и предпринимателям, решившим начать или диверсифицировать бизнес по договору франшизы, следует учесть опасности, которые ждут их на этом пути.

Серьезная проблема - «субсидиарная ответственность» франчайзера и франчайзи. Это означает, что владельцу торговой марки необходимо вести всеобъемлющий надзор за покупателями франшизы, дабы обеспечить себе защиту по серьезным искам в суде. Также препятствия создают бюрократические проволочки, возникающие изза необходимости двойной регистрации договора в Роспатенте и Регистрационной палате (требуется несколько десятков нотариально заверенных документов).

Первое, с чем сталкиваются держатели и покупатели франшизы, - неопределенность правового статуса франчайзинга в России. Понятие «франчайзинг» в российском законодательстве отсутствует, его заменяет термин «коммерческая концессия». Но франчайзинг не всегда подразумевает использование договора коммерческой концессии в основе правовой базы. В рамках франчайзинга могут заключаться альтернативные договоры (поставки, агентский, лицензирования, товарного кредита, ответственного хранения), которые позволяют более гибко регулировать отношения франчайзинга. Так, сеть магазинов «Красный куб» вместо договора коммерческой концессии подписывает с партнерами лицензионный договор и договор комиссии, займа и продажи оборудования.

При этом, покупая франшизу, франчайзи не освобождает себя от рисков. Во-первых, можно неудачно выбрать франшизу: концепция бизнеса окажется невостребованной покупателями. «Нужно ориентироваться на результат, достигнутый брендом. Если вы видите, что франшиза хорошо работает и в Москве, и в Саратове, и в Казани, то и в Екатеринбурге она будет успешна», - рекомендует Дмитрий Корнюхин, генеральный директор фитнесцентра World Gym.

Компании, решившие развивать сетевую торговлю по франчайзингу, обычно без труда находят местных партнеров. Покупателей франшизы привлекает то, что вступление в готовый бизнес под товарным знаком хорошо зарекомендовавшей себя компании в значительной степени снижает риск банкротства. Известный бренд, передача многолетнего опыта, отработанные должностные инструкции и бизнесформат позволяют даже начинающему франчайзи с успехом вести собственное дело. Однако договор между франчайзером и франчайзи крепко связывает руки получателю франшизы, который нередко не может самостоятельно решить вопрос даже о смене напольного покрытия в магазине.

«Иногда зарубежные партнеры прописывают просто немыслимые обязательства, - делится опытом ведения переговоров с франчайзером Дмитрий Корнюхин. - Одна из компаний, франшизу которой мы рассматривали, в договоре выдвинула требование: в случае смерти одного из учредителей компании, берущей их франшизу, весь бизнес переходит в собственность обладателей торговой марки. Пришлось отказаться от сотрудничества с ними».

Во-вторых, условия сотрудничества, прописанные в договоре, могут оказаться неосуществимы на практике, а иногда и просто абсурдны. «При подписании контрактных обязательств важно предусмотреть возможность изменения тех пунктов, которые для вас неприемлемы. Со стороны франчайзи все требования должны быть выполнимы без каких-либо дополнительных затрат», - советует Владимир Чебаков, директор ООО «Успенский2004», работающий по договору франшизы c торговыми марками Terranova, Calliope и Oviesse.

Не меньше опасностей при подписании договора франшизы подстерегает и держателей торговой марки. Главная из них - отличие ментальности менеджера дочерней компании в регионе и собственникафранчайзи. Наемный менеджер встроен в иерархию, подотчетен центру, его цель - безукоризненная трансляция корпоративных стандартов на региональную сеть. Собственник же, купивший франшизу, прежде всего думает о максимизации краткосрочной прибыли, а не о поддержании единых стандартов качества. В лучшем случае он принимает правила игры только формально. Отсюда - экономия на обучении персонала, закупка низкокачественного сырья у нерекомендуемых поставщиков. Это может нанести удар по репутации владельца франшизы и загубить в регионе торговую марку.

Втретьих, новая брендовая политика (например, в случае смены владельца торговой марки), принятая зарубежными партнерами, может оказаться непонятой отечественными потребителями. Повышение отпускных цен на продукцию, качественные изменения ведения бизнеса приведут к падению рентабельности.

Посадить на крючок
«Когда мы говорим о производстве, в частности о легкой промышленности, где франчайзинг наиболее представлен, речь идет о фанчайзере, который сам является поставщиком и может полностью контролировать и ассортимент и ценовую политику», - констатирует Максим Молодых, директор направления сотовой связи компании «Эолис».

Еще одна опасность для держателя торговой марки заложена в ст. 1035 Гражданского кодекса РФ: правообладатель вправе отказать в заключении договора коммерческой концессии на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока данного договора он не будет заключать с другими лицами аналогичные договоры коммерческой концессии. В противном случае он обязан возместить пользователю понесенные им убытки. Это яркий пример драконовской дискриминации правообладателя.

У франшиз игроков уральского рынка есть свои преимущества - дешевизна и мягкие условия работы. Нередко держатели торговой марки не берут паушальный (единовременный, фиксированный) взнос за пользование торговой маркой, а ограничиваются роялти (небольшими периодическими выплатами). Они используют франчайзинг не столько для того, чтобы заработать на имени, сколько для его раскрутки, увеличения стоимости нематериальных активов. Покупателям такой франшизы не приходится рассчитывать на рекламную поддержку на федеральном уровне, зато отсутствует жесткий контроль за соблюдением единых стандартов, имеются низкая цена за пользование и выгодные условия поставки товара.

Этой группе франчайзеров действительно легче всех развивать франчайзинговую сеть: региональные партнеры прочно сидят на крючке эксклюзивных договоров и зависят от поставок головной компании. Для производителей это отличный способ обеспечить себе не только гарантированный сбыт на отдаленных территориях, но и решить маркетинговые задачи - тиражирование бренда и увеличение его узнаваемости. Именно поэтому франчайзинг получил распространение среди уральских игроков легкой промышленности, которые продвигают с помощью франшизы такие бренды, как «Мебельвилль» (Тюмень), Partizan (Екатеринбург), «Соло-дизайн» (Екатеринбург), «Лариса Селянина» (Екатеринбург).

«Обучение сотрудников за рубежом, оформление торгового зала, музыка, размеры и расположение колонок, высота потолков, освещение, напольная плитка, которую пришлось везти из Италии, - все это довольно жесткие условия, поставленные в договоре франчайзинга. И их приходится соблюдать», - делится опытом Владимир Чебаков.

Покупая право работать под торговой маркой федерального или мирового уровня, франчайзи получает раскрученный бренд и мощную рекламную поддержку.
Но и берет на себя обязательство соблюдения условий договора, более жестких по сравнению с локальными франшизами. «Начиная работу по франшизе, мы столкнулись с рядом проблем. Так, франчайзеры диктовали нам производителей и поставщиков необходимого торгового оборудования. Некоторые из этих фирм, лояльных к франчайзеру, могли позволить себе оплошности в работе. В итоге мы тратили лишние человеческие ресурсы и время на устранение их промахов», - сетует Рафаэль Шихов, директор сети «Кардинал» (с недавних пор приобретатель франшизы марок одежды Lo (Lollipop), Lulu Castagnette и Okita).

Соблазн самостоятельностиНа рынке франшиз в сфере розничной торговли компании часто сочетают построение собственной региональной сети и развитие сети франчайзинговых магазинов. «Собственная розница кроме заработка несет в себе основной потенциал в виде рыночной капитализации, а франчайзинг позволяет не только
иметь канал реализации товара, но и эффективно продвигать бренд на огромной территории России. Симбиоз двух путей развития дает каждому из них дополнительные преимущества, то есть мы получаем то, что принято называть синергетическим эффектом. Наличие собственной сети у франчайзера - большой плюс в глазах потенциальных партнеров. На собственной сети отрабатываются все технологии ведения бизнеса, начиная от покупки канцелярских скрепок заканчивая продажей товара и подведением итогов деятельности. Все это без малейших ремарок и изъятий передается франчайзинговым партнерам», - комментирует Константин Шептун, генеральный представитель группы компаний DIXIS по Уральскому региону.

Всеобъемлющий контроль не заканчивается после открытия магазина, ведь очередной магазин под известной маркой - лицо бренда, которое зарубежный франчайзер боится потерять. «Как минимум раз в неделю мы должны высылать франчайзеру отчет, сообщать итоги продаж. Первое время у нас были некоторые проблемы с маркой Lo: компания скрупулезно контролировала каждый наш шаг», - рассказывает Рафаэль Шихов.

В сфере услуг и общественного питания практически невозможно изобрести технологию, которую нельзя было бы скопировать. Поэтому как только франчайзи научился особенностям бизнестехнологии, у него появляется соблазн перенести освоенный формат и наработанную клиентскую базу в свой собственный бизнес под новой вывеской. Младший партнер становится потенциальным конкурентом.

Ритейлеры, продавая свою франшизу, преследуют еще одну цель - получение более гибких условий работы с производителями. Чем больше торговых точек в сети под одной вывеской, тем на большую скидку от производителя можно рассчитывать. Отсюда стремление некоторых компаний собрать под крыло как можно больше магазинов. Речь уже не идет о единых стандартах качества обслуживания и обучении персонала. «Но есть и франчайзинговые проекты, просто нацеленные на создание благоприятной почвы в регионе для прихода собственно той организации, которая дает франшизу. Такие компании сначала создают своих франчайзи, а потом их поглощают. Они продают франшизу, чтобы понять рынок и создать почву для построения сети. Это один из способов быстрого построения сети в чужом регионе», - говорит Максим Молодых.

Среди екатеринбургских игроков предлагает работать под своей торговой маркой сеть сушибаров «Ем сам», которая уже открыла по договору коммерческой концессии рестораны в Тюмени и Нижнем Тагиле. С 2006 года запустила программу франчайзинга клиника лазерной косметологии «ЛИНЛАЙН», дочерняя компания LINLINE (Германия) и эксклюзивный поставщик аппарата «Мультилайн» в России. Для медицинского учреждения, зарабатывающего репутацию многолетним опытом, проблемы недобросовестных франчайзи стоят особенно остро. «Прецедент врачебной ошибки может нанести всей клинике огромный ущерб. Мы стараемся избежать этого на начальном этапе и не позволяем франчайзи никакой самодеятельности. За тем, насколько четко реализуются все предписания, осуществляется неусыпный контроль, вплоть до видеонаблюдения», - комментирует менеджер по развитию проекта франчайзинга сети клиник лазерной косметологии «ЛИНЛАЙН» Сергей Кочергин.

Глобальный бренд с высокой степенью узнаваемости, а также услуги, основанные на эксклюзивных поставках от франчайзера, могут замотивировать франчайзи соблюдать условия договора. Но в сфере услуг раскрученность бренда не имеет такого значения, как для потребительских товаров: фитнесцентр, ресторан, или парикмахерскую выбирают скорее по удобству места расположения. В сфере услуг ценность франшизы - не в известной торговой марке, а в пакете должностных инструкций и подробном описании технологии бизнеса. Дмитрий Корнюхин утверждает: «Франшиза - необходимая вещь для человека, который заходит в новый для себя бизнес. Можно работать и от своего имени, но нужно четко знать, что ты делаешь и как. Это обойдется дешевле. Если бы я сейчас открывал свой собственный фитнесцентр, уже имея все необходимые для этого знания, я бы не стал покупать франшизу и сэкономил 10% от прибыли».

Дополнительные материалы:

При отлаженной системе контроля франшиза для производителей - отличный способ выходить на новые рынки с минимальным риском, гарантируя себе сбыт и решая маркетинговые задачи тиражирования бренда. Ритейлерам труднее создать некопируемый бизнесформат и бороться с оппортунизмом региональных партнеров. Для них франчайзинг - быстрый способ захвата розницы. По нашим предположениям, когда рынок будет поделен между крупными сетями, большинство франчайзи выкупят в собственность, а число франшизных проектов в сфере ритейла сократится. В сфере услуг франчайзинг чаще всего служит источником дополнительного дохода для франчайзера, сдающего свою торговую марку «в аренду». В этом сегменте преимущества есть лишь у тех игроков, которые обладают действительно узнаваемыми в регионах торговыми марками, и у тех, кому удается построить бизнес на использовании технологии, не имеющей аналогов. Покупателям франшизы не стоит забывать, что когда рынок становится предсказуемым, а бизнес франчайзи приносит стабильную прибыль, владелец торговой марки стремится отказаться от услуг местного партнера и выкупить его компанию.

Кому выгоден франчайзингОлег Хабибуллин, депутат городской думы, заместитель председателя комиссии по бюджетной и экономической политике:

- Франчайзинг как стратегия развития бизнеса строится только на уникальности, неповторимости предлагаемого будущему партнерудержателю франшизы продукта. Это может быть не только конкретный товар, но и технология работы, ноу-хау - как у компаний Microsoft и Intel, или бренд огромной силы воздействия на потребителей - как у World Gim. Цель в таких случаях одна - посадить франчайзи на товарную иглу. Только тогда франчайзер будет иметь влияние на партнера. Если он не может забрать продукт, расторгнув контракт, то у франчайзингового договора будет недолгая жизнь. Это подтверждает российская практика: классическим доказательством тому стал пример «Пятерочки» в Екатеринбурге, вдруг превратившейся в «Пятачок».

Олег Хабибуллин

Одни из самых распространенных проблем франчайзинга - неспособность франчайзи выдерживать предлагаемые стандарты и технологии; невозможность юридически правильно зарегистрировать свои права на предмет франчайзинга (частая ошибка - многие компании не определяют ни для себя, ни для партнера, что собственно они продают франчайзи); недобросовестность партнеров.

Стоит ли компании развивать бизнес с помощью франчайзинга, от ее жизненного цикла не зависит. Есть масса примеров, когда новые компании, создав уникальный продукт, сразу предлагают его на условиях франчайзинга. И столько же - когда для зрелых и даже умирающих компаний франчайзинг стал «последним вздохом» перед смертью. А некоторые за счет франчайзинга восстают из небытия.

Константин Шептун, генеральный представитель группы компаний DIXIS по Уральскому региону:

- Сотрудничество с местными компаниями по программе франчайзинга позволяет снизить временные и финансовые затраты при освоении региональных рынков. Для открытия собственного магазина сотовой связи необходимо в среднем 30 - 50 тыс. долларов. При этом нужно изучить рынок региона, выбрать место под магазин, надлежаще все оформить. Кроме того, ориентироваться в рынке труда и знать еще множество специфических, свойственных именно этому региону вопросов. Местные предприниматели обладают необходимыми знаниями, опытом и связями. Им гораздо дешевле обходятся и помещения, и специалисты. Кроме того, развивая франчайзинговую сеть, мы имеем стабильный канал реализации товара. В основном нашими партнерами становятся предприниматели, уже имеющие магазины сотовой связи: таких 85%. Работа по франчайзинговой программе - хороший выход для небольших сетей, которым сложно справиться с натиском федеральных ритейлеров. Еще 10% - это люди, только решившие открыть свое дело. А 5% - бизнесмены, работающие на смежных рынках и желающие диверсифицировать бизнес.

Константин Шептун


Главная страница :: Новости :: Не веники
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz