Главная страница :: Новости

Решайте сами Защити себя сам Россия в сумерках Перевернуть страницу Станок под прилавком Икра для крупного бизнеса Как бороться c энергодефицитом Посторонним вход Взялись за сердце мягкая мебель

По итогам 2006 года крупнейший на Урале аэропорт Кольцово (Екатеринбург) заработал рекордную прибыль - свыше 500 млн рублей. В сравнении с прошлым годом она увеличилась вдвое. Но в этом году ожидается сокращение прибыли: исчезла одна из главных ее составляющих - высокая наценка на керосин, который аэропорт продает авиакомпаниям, летающим из Екатеринбурга. Чтобы компенсировать потери и наращивать прибыль для продолжения реализации инвестиционных проектов, руководство Кольцово выбрало в качестве стратегического направления развитие пассажирского сервиса.

Обострившаяся конкуренция в борьбе за привлечение авиакомпаний заставляет европейские аэропорты снижать сборы и искать новые источники доходов в развитии непрофильного бизнеса

Беззубый великан

На этот же путь за последние несколько лет вынужденно встали большинство аэропортов Западной Европы. Идет дерегуляция европейского рынка пассажирских авиаперевозок: авиакомпании становятся свободнее в определении аэропортов базирования и формировании собственной маршрутной сети. В борьбе за привлечение авиакомпаний между аэропортами возникла реальная конкуренция. Прежде всего она выражается в снижении аэропортовых сборов. В выигрыше оказываются те, кто получает максимальную прибыль от непрофильной деятельности. Пожалуй, наиболее эффективную работу в этом направлении демонстрирует Мюнхенский международный аэропорт имени Франца-Йозефа Штрауса (Германия).

Аэропорт Мюнхена первым сертифицирован на использование самолета Airbus 380


В составе учредителей Мюнхенского аэропорта нет частных компаний, но в перспективе планируется реализовать на фондовом рынке акции, принадлежащие федеральному правительству Германии и муниципалитету Мюнхена. Деятельностью аэропорта руководит частная управляющая компания, нанятая по контракту.

Аэропорт Мюнхена принадлежит к числу самых высокотехнологичных и быстро развивающихся аэропортов Европы. Он открылся в 1992 году, сегодня здесь функционируют два терминала пропускной способностью 50 млн пассажиров в год, две взлетно-посадочные полосы (предусмотрено строительство еще двух). По пассажиропотоку это второй после Франкфурта аэропорт Германии: более 30 млн пассажиров за 2006 год, из них 34% - трансфертные (в Кольцово - 1,76 млн и 6% соответственно). Более 113 авиалиний соединяют Мюнхен с 250 городами во всем мире, в том числе с 20 немецкими городами. Аэропортом ежегодно пользуются 8,7 млн местных пассажиров, он лидирует во внутренних перевозках и остается самым популярным аэропортом Германии.




Взаимоотношения Мюнхенского аэропорта с базовыми авиакомпаниями складываются не менее напряженно, чем в Кольцово. В Мюнхене их две: Lufthansa (66% в общей структуре пассажиропотока) и Air Berlin (15%). Авиакомпании Lufthansa аэропорт во многом обязан динамичным развитием. Первым базовым для этого ведущего немецкого авиаперевозчика является аэропорт Франкфурта, занимающий второе место в Европе по пассажиропотоку. Но он уже исчерпал возможности для быстрого расширения. Поэтому Lufthansa проявила интерес к Мюнхену как потенциальному второму авиахабу и инвестировала собственные средства в строительство терминала № Так Lufthansa и ее партнеры по Star Alliance получили современный хаб, полностью отвечающий их требованиям, а аэропорт Мюнхена «привязал» к себе крупнейшего клиента, став строительной площадкой для одного из самых мощных альянсов авиакомпаний мира.

Но не все так просто. Как признался в интервью «Э-У» директор департамента развития воздушного транспорта Мюнхенского аэропорта Александр Шролль, «авиакомпании во главе с Lufthansa давят на нас, требуя дальнейшего снижения аэропортовых сборов. Мы идем навстречу, добиваясь взамен развития интерконтинентальных перевозок, в том числе в города Урала и Сибири».

Рекордное время пересадки - всего пол часа - делает аэропорт Мюнхена самым привлекательным транспортным узлом в Европе

Как слетать за пивом

Отмечу, что аэропорт Мюнхена, в отличие от российских, не имеет серьезных рычагов давления на авиакомпании. В частности, здесь нет собственного топливо-заправочного комплекса: работают пять поставщиков топлива, и с кем из них сотрудничать, авиакомпании решают сами. Аэропорт не вправе определять слоты для компаний: это исключительная прерогатива Координационного слотцентра Германии. Поэтому ситуация, когда руководство аэропорта, руководствуясь собственными соображениями, назначает удобное (по величине пассажиропотока) время вылета полюбившейся авиакомпании, «подвинув» другую, здесь исключена. Но некоторые проблемы с этим все-таки остаются. По словам г-на Шролля, «иногда случается так, что авиакомпания подает в Координационный слотцентр заявки на использование трех слотов, расположенных по времени друг с другом, а летает только по одному. Это делается для того, чтобы в борьбе за пассажиров компанииконкуренты не смогли лететь в это же время. Неиспользуемые слоты авиакомпании сдают в конце каждого сезона, за это не предусмотрено никаких штрафов. Поэтому в следующем сезоне история повторяется».

AirportClinic M располагает двумя операционными


«Мы поставили себе задачу обслуживать не только пассажиров, но привлекать и людей, живущих поблизости, - рассказывает Александр Шролль. - Они не должны видеть в аэропорте источник неудобств. Они призваны поддержать коммерческую деятельность нашей компании».

Брать деньги не с авиакомпаний, а с пассажиров - девиз коммерческой деятельности Мюнхенского аэропорта. Практическим воплощением тезиса стало бурное развитие разнообразного сервиса. Трудно поверить, что все это сделано лишь за 15 лет. Сегодня аэропортовый комплекс потребляет электроэнергии примерно столько же, сколько город с населением 50 тыс. человек. Здесь работают 27,4 тыс. сотрудников, из них только 5,4 тыс. заняты непосредственно обслуживанием самолетов, 2 тысячи - в администрации. Деятельность остальных всецело связана с предоставлением всевозможных услуг пассажирам и гостям комплекса.


Пассажиры из России относятся к числу главных покупателей в аэропорту Мюнхена


В аэропортовом комплексе работает 74 магазина (цены на продаваемые здесь товары принципиально ниже, чем в центре Мюнхена), 27 ресторанов и баров. Существенный стимул к покупкам: если посетитель шопингцентра потратил там 10 евро, он получает право на два часа бесплатной автопарковки, если 20 евро - на пять часов.

Аэропорт собрал на своей площадке представительства 50 туристических агентств, создав своеобразный супермаркет путешествий. Здесь есть пятизвездочный отель (планируется построить еще один, на 4 звезды). Сюда на дискотеку ежедневно съезжается молодежь из Мюнхена и соседних поселений. Тут устраиваются спортивные состязания, в частности, по пляжному волейболу, а во время проведения чемпионата мира по футболу летом 2006 года для болельщиков были установлены гигантские видеоэкраны. Администрация Мюнхенского аэропорта стремится объединить все предоставляемые услуги под общим привлекательным брендом.
Для тех, кто хочет узнать больше о тайской кухне, в аэропорту Мюнхена в этом году открываются кулинарные курсы

Особенная гордость - единственная в мире аэропортовая пивоварня Airbrau, открытая в 1999 году и уже успевшая стать узнаваемым брендом (вскоре подобные откроются еще в нескольких аэропортах мира, в том числе в Иркутске). Главный пивовар приглашен из знаменитого мюнхенского пивного ресторана Hofbrauhaus. Около 200 посетителей, сидя в главном ресторане, могут наблюдать процесс пивоварения, вплоть до стадии, когда готовое пиво оказывается в 2000литровых котлах. Изюминка заведения - большой тенистый сад, открытый с мая по октябрь: более 600 жаждущих могут наслаждаться напитком и закусками на воздухе.

Отдельного внимания заслуживает деятельность AirportClinic M - первой в Европе клиники в аэропорту, открытой в 2003 году. Безусловно, в каждом аэропорту есть пункт неотложной медицинской помощи, но кто из них может предложить, скажем, инъекции «Ботокса» пассажирам, ожидающим стыковочный рейс? AirportClinic M - воплощение новаторской «концепции полного обслуживания» для пациентов из Германии и других стран. Особые области специализации, в которых используются новейшие методы диагностики и терапии, - это хирургическая ортопедия и минимально инвазивная обезболивающая терапия, косметическая и восстановительная хирургия, хирургия кисти, офтальмология (включая лазерную терапию), оториноларингология. Но спектр услуг не ограничивается только медицинской помощью. Он включает встречу пациентов непосредственно на взлетно-посадочной полосе, предоставление автобуса от самолета к AirportClinic M, прохождение миграционных и таможенных процедур прямо в клинике, при необходимости - транспортировка в партнерскую клинику, услуги переводчиков, размещение в отелях и экскурсионные программы для сопровождающих.

«Многим людям нравится аэропортовая атмосфера, поскольку здесь царит дух интернационализма. Посещая наш комплекс, человек как бы соприкасается со всем миром, поскольку сюда прибывают пассажиры из многих стран», - отмечает Александр Шролль.

В одном из ангаров проводятся выставки, в другом - рождественские ярмарки. Работает каток. Активная работа менеджмента Мюнхенского аэропорта в развитии непрофильного бизнеса уже привела к тому, что около половины всех доходов компании формируются за счет коммерческой деятельности, не связанной с авиационным обслуживанием. Цель - довести этот показатель к 2020 году до 60%.

Администрация Мюнхенского аэропорта стремится к максимальному использованию обширной территории, не связанной с авиационной деятельностью. Фантазия и изворотливость при этом поражают воображение. Казалось бы, кому можно предложить в аренду пустырь в десятках километров от города? Сегодня здесь создан тренировочный центр концерна BMW для курсов экстремального вождения.


По данным ФНС, каждый день в России открывается более двух тысяч фирм. Минимум треть из них - однодневки, как их принято называть в обиходе - «помойки». Бороться с ними на этапе их бурной деятельности сложно: такие структуры зарегистрированы по несуществующим адресам или оформлены на людей, которые мало что понимают в бизнесе - номинальных учредителей и директоров (далее по тексту - номиналов). Поэтому ФНС просит дать ей возможность затруднить сам процесс создания таких компаний. По действующему законодательству налоговики обязаны зарегистрировать налогоплательщика в течение пяти дней, а за этот срок физически невозможно выявить истинные мотивы появления на свет нового юрлица, проверить подлинность паспортных данных, заявленного адреса и так далее.

Со дня на день в правитель-ство России поступит проект закона «О внесении изменений в закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Предполагается, что Госдума рассмотрит его в первом чтении уже в ближайшую весеннюю сессию. О необходимости изменения процедуры регистрации вновь создаваемых компаний Федеральная налоговая служба (ФНС) твердит уже более двух лет. Правительство требует пополнения казны, но сделать это невозможно, говорят налоговики: огромные суммы утекают из бюджета через фиктивные компании. Их создают исключительно для ухода от налогов, а по прошествии времени просто бросают, засоряя налоговое пространство.

Была - ваша, стала - наша Фирмы-однодневки появились в начале становления рыночных отношений по вполне понятным причинам: когда уровень изъятия доходов доходит до 70% (вспомните, именно такое налоговое бремя было в начале реформ), сложно вести бизнес и тем более развиваться. Крупные компании уводили доходы в оффшорные структуры, мелкие - создавали многочисленные «помойки» внутри страны, обналичивали через них деньги, а затем бросали за ненадобностью. Операции были рискованные: все понимали, что рано или поздно власти обратят на них внимание.

ФНС выходила с разными инициативами, направленными на решение этой проблемы. Предлагали, к примеру, поднять размер уставного капитала вновь регистрируемых компаний до стандартов, принятых в Европе (для ООО и ЗАО - до 25 тыс. евро, для ОАО - до 100 тыс. евро), увеличить срок регистрации и так далее. Однако Минэкономразвития считает либеральную процедуру выхода на рынок достижением налоговой реформы, и отказываться от нее не намерено. В последней редакции предлагается не продлевать время изучения документов, а дать ФНС право приостанавливать на 20 дней регистрацию предприятий.

В последнее время риски использования фирм-однодневок увеличились многократно, причем для всех участников цепочки. Генеральный директор ЗАО Юридический центр «Адвокаты Бизнеса» Сергей Соколов рассказывает: «Хорошо, если номиналу-бомжу нечего терять. А если это человек, у которого есть имущество? Один мой знакомый находился в тяжелом материальном положении и согласился за вознаграждение стать директором некой фирмы. Через полгода его работодатели просто исчезли, а вместо них пришла повестка в суд. В результате человек потерял все».

Тогда появились схемы, позволяющие обезопасить себя от ответственности перед государством - использование номиналов. Номиналами, как правило, становились малоимущие граждане, а то и просто наркоманы и алкоголики, за небольшие деньги соглашавшиеся, не глядя, подписывать необходимые документы. Пока налоги были действительно высокими, государство смотрело на существование таких схем сквозь пальцы. Но с их снижением власти взялись за ужесточение налогового контроля. «Фирмы с номиналами наносят огромный урон экономике. Опасность не столько в том, что они зарегистрированы на бомжа, сколько в том, что такие структуры вообще не платят налогов», - констатирует депутат Свердловской областной думы Дмитрий Вершинин.

Но самую большую опасность однодневки представляют для добросовестных предпринимателей. Теперь такие фирмы все чаще используются даже не столько для уклонения от налогов, сколько от ухода от обязательств перед контрагентами. Алексей Головченко говорит, что в его практике треть дел по взысканию дебиторской задолженности связана с операциями через фирму с номинальными участниками: «Типичный случай - клиент подписывает контракт в офисе вполне приличной компании. Когда приходит срок исполнения, оказывается, что ни денег, ни продукции нет. Выясняется, что в офисе он разговаривал с Ивановым, а контракт подписан Петровым, сомнительным директором пяти фирм. То есть мы должны помочь востребовать денежные средства с компании, по сути являющейся номинальной».

Риски несут и организаторы фирм-однодневок. «Номинальный директор или владелец - это, как правило, персона сомнительного статуса, ему не стоит никакого труда в один прекрасный день сказать: раз я подписываю документы, значит, это мой бизнес», - рассказывает генеральный директор юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко.

Негатив идет со всех сторон. По мнению директора юридической фирмы «Юрфин» Дениса Меркушева, в обществе складывается мнение, что юристы только и занимаются, что регистрацией и ликвидацией. «Кроме того, существование низкого сегмента влияет на ценообразование: такого рода услуги значительно дешевле, чем на цивилизованном рынке, что наносит нам экономический вред». Юридическому сообществу не нравится и тот факт, что использование откровенно криминальных схем тормозит развитие услуг, основанных на вполне законных способах оптимизации. «В бизнессреде сложилось устойчивое мнение, что оптимизация - это исключительно обналичка, - говорит Сергей Соколов. - Нам постоянно приходится доказывать, что проведение операций через однодневки не только опасно, но и экономически нецелесообразно. Чтобы сохранить и приумножить капитал, вовсе не обязательно открывать номинальную фирму. Гораздо эффективнее провести реструктуризацию бизнеса, передать одни виды деятельности на аутсорсинг, другие - вывести в структуры со специальными режимами налогообложения и так далее». Эту же мысль пытается донести и Алексей Головченко: «Невозможно развиваться, ставить стратегические цели и при этом не платить налоги. Оптимизация бизнеспроцессов - необходимое условие перспективного и интенсивного развития.

Неоптимальный вариант Юристы признаются: процветанию таких схем способствует отсутствие регулирования рынка юридических услуг. «Для регистрации фирм, которые проживут полгода, достаточно снять квартиру и повесить объявление на заборе. Через некоторое время такие регистраторы исчезают, как и их клиенты-однодневки. К сожалению, этот псевдобизнес начинает приобретать угрожающие для экономики масштабы», - говорит Дмитрий Вершинин.

В силу этих обстоятельств сама идея ужесточения механизма регистрации уже не встречает такого противодействия в бизнес-среде, как два года назад. Вместе с тем предприниматели опасаются, что последние новации ФНС о приостановлении регистрации окажут негативное влияние на деятельность законопослушных налогоплательщиков. Ни для кого не секрет, что изза нехватки персонала, технических ресурсов, времени, налоговые органы просто не справляются с отведенными по закону сроками регистрации. Нередко выхода документов приходится ждать и 10, и 20 дней, а очередь для подачи документов - занимать в 4 утра. «Клиентам иногда нужно срочно открыть компанию и начать работать. Попробуй объясни, что задержка не связана с плохим качеством услуг юридической компании, они совершенно правильно говорят: в законе написано пять дней, значит, должно быть пять дней. Поэтому юридические фирмы вынуждены заранее регистрировать предприятия на свой адрес. Если ФНС получит право приостанавливать регистрацию, да еще и на свое усмотрение, мы не сможем оказывать клиенту своевременные и качественные услуги. Кроме того, это подстегнет рост цен», - говорит генеральный директор Уральского информационного агентства Алексей Щелоков.

И, несомненно, при регистрации новых компаний нужно четко видеть и понимать деловую цель их деятельности. А когда люди, вложив деньги неизвестно куда и неизвестно с кем подписав договор, нажили себе проблемы - это не оптимизация».

Однако главная опасность, по мнению предпринимателей, заключается в том, что проект закона в нынешнем виде создает почву для коррупции. Чтобы избежать этого, необходимо разработать очень четкий, ясный перечень оснований для приостановления регистрации, причем прописанный в самом законе, а не во внутренних инструкциях ФНС.

Если уж вводить эту норму, сначала нужно навести порядок в самих налоговых органах: увеличить штат сотрудников, возможно, внести какие-то изменения в технологический процесс. Не будет очередей, не будет и огромного потока загодя регистрируемых компаний. Тогда налоговые органы смогут сосредоточить силы на тех, кто действительно нарушает закон.


Главная страница :: Новости :: Безналичное лицо
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz