Главная страница :: Новости

«удмуртнефть» получила нового акционера Скучные люди Начало 2007 года не принесло резких перепадов цен на рынке жилья Медная свадьба Дома хозяйка Релакс-бизнес Мелкий и мягкий Противный случай Казахстанский газ переработают в оренбурге мягкая мебель

Словосочетание «постиндустриальное общество» еще четверть века назад встречалось лишь в философских трудах. Сегодня мир уже живет в постиндустриальной реальности. Некогда промышленные центры выстраивают новый имидж на принципиально другой основе - развитии творческих индустрий. Примеров достаточно: английские Шеффилд, Манчестер и Ливерпуль, Бильбао в Испании, район Рурского бассейна в Германии.Бизнес осознает собственную зависимость от креатива в различных его проявлениях. Это побуждает корпорации вкладывать в культуру деньги, причем немалые. Культурносимволическая составляющая приобретает все больший вес в развитии экономики, определяя конкурентоспособность товаров, услуг и брендов.

Владимир Бабков

В России представления о месте культуры в жизни общества сохраняются в основном в том виде, в каком они сформировались более века назад. Причем ментальное отставание свойственно не только людям, далеким от культурной деятельности, но и профессионалам. Между тем страна экстерном проходит «школу капитализма»: уменьшение государственного финансирования во время перестройки привело к необходимости поисков новых форм - вначале выживания, а затем и развития учреждений культуры. Возникло новое явление - менеджмент в культуре. В отрасли стали появляться представления о маркетинге, фандрайзинге, общественных связях. Но в силу ментального отставания процесс идет очень медленно.

И здесь примеров немало: американские фонды Билла Гейтса и «Атлантик траст», поддерживающие искусство, Центр Фольксвагена Autostadt, созданный в немецком Фольксбурге, где расположены заводы этой фирмы.

Как это порусски- Владимир, какова, на ваш взгляд, российская специфика взаимоотношений культуры - и бизнеса, общества, власти?

Одним из активных участников «менеджерской революции» можно назвать эксперта-консультанта по фандрайзингу, культурной политике и социокультурному проектированию, главного редактора журнала «АРТменеджер» Владимира Бабкова. Это издание - настольная книга как для менеджеров и продюсеров независимых проектов и некоммерческих организаций в сфере культуры и образования, так и для работников госучреждений. Совсем недавно «АРТменеджер» освоил другой формат: начал выпуск серии книг о творческих индустриях. На днях в Екатеринбурге прошла презентация первой из них - «Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт». Она посвящена, на первый взгляд, вопросам узкопрофессиональным, однако позволяет отразить перемены социокультурной реальности и сравнить ситуацию в России и за рубежом.

- Но вы говорите о постиндустриальном, информационном обществе. Относятся ли эти определения к России?

- Основная наша проблема в том, что бизнес и власти предержащие до сих пор относят культуру к социальной сфере, представляя ее попрошайкой с вечно протянутой рукой. Они не считают, что культура в нашей стране может порождать новые ценности, из которых получается международный товар. Между тем в постиндустриальном обществе информационной эпохи давно сложилось отношение к ней как к серьезному ресурсу экономики. Там укоренились такие понятия, как культурно-экономическое развитие, экономика впечатлений, экономика переживаний. Модель культуры XIX века - это образование, в XX веке - это праздник, а в XXI - бизнес. Нужен ли Зальцбургу ежегодный музыкальный фестиваль? Семьдесят лет назад, когда он только зарождался, в этом, возможно, были сомнения. А сейчас бюджет фестиваля составляет значительную часть экономики Австрии. Нам нужно посмотреть на культуру иным взглядом, увидеть заложенные в ней новые возможности для развития. Это главное.

Необходимость присутствия в едином информационном пространстве очевидна. Если 500 лет назад образовательного ресурса хватало на династию, 100 лет назад - на целую жизнь, то сейчас обновлять знания и пересматривать взгляды нужно максимум через пятьсемь лет. А для этого требуется неограниченный доступ к информации. Снова опустить железный занавес уже невозможно, это безвозвратно отбросит Россию от общемирового пути развития.

- Индустрию строят страны, где ее нет, но и у них постиндустриальный период - в перспективе. Энергетические ресурсы конечны. И наука не стоит на месте: еще до того, как они исчерпаются, Россия рискует оказаться жертвой новых технологий, для которых не нужны нефть и газ. Настанет время, когда страна должна будет опереться на свою креативность, творческие индустрии, на то, чем сейчас живет постиндустриальная экономика.

В России более всего понятно определение «спонсор». Причем хотя спонсорские отношения построены на партнерстве (за свои деньги бизнес получает конкретные рекламные услуги, прописанные в договоре), финансирование все равно часто воспринимают как акт благодеяния. Насколько российский капитализм дозрел до следующего шага - использования художественных и культурных проектов для работы над имиджем?

- В Европе и США существуют разнообразные примеры партнерского взаимодействия искусства и бизнеса.

Но есть и другая сторона вопроса - неумение представителей культуры и искусства на языке бизнеса объяснить ему возможность сотрудничества. Поясню на примере собственной деятельности: партнеров для создания журнала «АРТменеджер» найти непросто. Но если удается донести до предпринимателя мысль, что ты решаешь его проблему - показываешь, как он может заработать на культуре, - ты становишься партнером. Я не просто издаю журнал, я решаю проблему - вот в чем ключевая разница в подаче информации.

- Первое условие для сотрудничества бизнеса с искусством - уверенность бизнеса в устойчивом положении в стране. Из-за незрелости институтов гражданского общества ее нет: отсюда скупка недвижимости и распределение капитала за рубежом, другие формы подстраховки. Когда вера в свою страну у бизнеса появится, развитие форм сотрудничества с искусством не заставит себя ждать.

За воспроизводство интеллектуальной собственности - Вы используете западный термин «творческие индустрии». Работают ли у нас связанные с ним технологии?

Эффективность и художественная способность - разные вещи. Некоторые художники совершенно неэффективны как бизнесмены. Именно поэтому в Европе и США существуют посреднические организации. Крупнейшая в мире, британское агентство Arts and Business, куда входит несколько тысяч членов, учреждена, кстати, бизнесом.

- Продукт деятельности творческих индустрий (дизайн, тексты сценариев, аудио- и видеодиски, и т.д.) имеет понятную всем рыночную стоимость. Но эффект от творческих индустрий гораздо шире, чем от обыкновенного производства.

- Культурные (творческие) индустрии - это «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» (таково определение департамента культуры, СМИ и спорта правительства Соединенного Королевства Великобритании). Это новый, динамичный сектор в экономике развитых стран. Статистика в Великобритании показывает: с 1997 по 2000 год творческие индустрии росли в среднем на 9% ежегодно (в других отраслях экономики - не более чем на 2,8%) и достигли 7,9% НВП. По декабрьским данным 2001 года, занятость в творческой сфере составила 1,95 млн человек. В число культурных индустрий входит широкий спектр областей, имеющих творческую природу: от традиционных искусств, ремесел, музыки и театра до дизайна, моды, создания видео-, аудио-, мультимедиапродукции, клубной культуры. Наличие творческих индустрий в том или ином городе или регионе существенно сказывается на качестве жизни. Тут можно и нужно опираться на зарубежный опыт, и не только лидера в этой области Великобритании, но и Японии, других развитых стран, которые идут по этому пути. Не думаю, что мы можем стать исключением - таково веление времени. Хотя есть и противники: мы же сами с усами…

- Как дивиденды от развития территорий смогут получить художники?

- Они создают «маркетинг места», повышают инвестиционную привлекательность территории. Кроме того, сейчас развернулась конкуренция между городами за удержание и привлечение людей. Если образованного человека, хорошего специалиста не устраивает, допустим, жизнь в Екатеринбурге - он уезжает в Москву, не устраивает в Москве - уезжает в НьюЙорк. Процесс поиска качества жизни никакими законами не остановить, и это нормально. Какова мотивация человека не менять место проживания? Я не думаю, что жители таких городов, как Эдинбург, Зальцбург или Канны, построивших бренды на культурном ресурсе, массово покидают их.

Нам с нашей ментальностью хотелось бы и тут изобрести велосипед, но проще обратиться к зарубежному опыту и взять все необходимое и актуальное в этой сфере. Чем больше мы будем участвовать в международных проектах и междисциплинарных проектах, чем лучше узнаем опыт других, - тем быстрее пойдут все эти процессы.

- Механизмом и гарантом перераспределения доли средств в пользу некоммерческих художников и художественных институций должны стать институты гражданского общества: нужен слой неравнодушных людей, желающих изменить общество к лучшему. Регулирование может идти через союзы, ассоциации, грантовые проекты, через создание фондов, в том числе инвестиционных, концепцией работы которых будет создание новых рабочих мест, брендов городов, введение инновационных, информационных технологий и т.д.


В Екатеринбурге к пикетчикам присоединились активисты ЛДПР и «Яблока», в Перми - члены КПРФ.

За последние две недели мне трижды предлагали поучаствовать в митингах. Более того, я едва не встал в ряды отстаивающих чистоту на улицах Екатеринбурга, но ретировался, узрев партийные слоганы. Да не я один. Если до того акцию еще можно было расценивать как недовольство жителей уральской столицы состоянием городских улиц, то с добавлением политики мероприятие в глазах общественности превратилось из злободневного в агитационное. И без того иллюзорная надежда возможности повлиять на чиновников растаяла как дым. За чужой счетЖелание партийцев и общественников использовать любое столпотворение, привлекающее внимание СМИ, объяснимо. Как и положено, за несколько месяцев до избрания депутатов Госдумы общественно-политическая жизнь активизировалась. Последний пример: 17 апреля стартовала всероссийская голодовка обманутых соинвесторов жилья, которая будет проходить в эстафетном режиме (ежедневно к акции будут подключаться группы дольщиков с новых недостроенных объектов). А чуть раньше, 10 апреля, Федерация независимых профсоюзов (ФНПР) провела пикеты в крупных городах страны с требованием пересмотреть пенсионное законодательство, причем акция оказалась самой масштабной за последнее время. На улицы вышли более 140 тыс. протестующих: в Екатеринбурге - 2,5 тыс. человек, в Кургане - 1,5 тысячи, в Челябинске и Перми - почти по тысяче.

Цель оправдываетНасколько действенны акции протеста? Точки зрения разнятся. По мнению участника митинга «За достойную пенсию» в Екатеринбурге, председателя ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория» Максима Стародубцева, только такие масштабные пикеты могут решить наболевшие вопросы:

Люди требовали, чтобы пенсии составляли не менее 40% от заработка, а минимальный размер уже с 1 декабря 2008 года был поднят на уровень прожиточного минимума. По словам председателя ФНПР Михаила Шмакова, размеры трудовых пенсий в стране не соответствуют требованиям Европейской социальной хартии и конвенций Международной организации труда (МОТ). Коэффициент замещения пенсией утерянного заработка снизился по сравнению с началом пенсионной реформы до 27%, что ниже минимума, установленного МОТ (40%). Претензия к властям везде одна: правительство в одностороннем порядке, без согласования с профсоюзами и работодателями, меняет параметры системы пенсионного обеспечения. Массовых выступлений, по словам Михаила Шмакова, могло и не быть, если бы российское правительство прислушалось к требованиям участников предупредительной акции «За достойную пенсию», прошедшей в январе этого года. Но тогда диалога с властью не получилось. В мае профсоюзы планируют провести еще несколько акций, в которых примут участие более миллиона человек.

Заместитель директора Института философии и права УрО РАН Константин Киселев, напротив, считает, что митинги в защиту пенсионеров - лицемерие: проблему, связанную с бедностью старшего поколения, увеличением пенсии на 10 - 20% не решить. Стариков используют в политических целях. Причем большинство пенсионеров это прекрасно понимают, но психология человеческая такова, что люди рады обманываться. Самое тревожное, что почти все партии предпочитают для спекуляций исключительно социальные проблемы.

- Власть патологически боится «оранжевой» революции, поэтому любую политическую активность отслеживает чрезвычайно внимательно. Если протестные акции не касаются политики, а подкреплены конструктивными лозунгами, есть шанс, что они будут услышаны и реализованы. В резолюции по итогам акции мы выдержали максимально лояльный тон: бояре плохие, а царь хороший, но не знает, что бояре его обманывают. При этом там есть конкретика: мы потребовали, чтобы реализация льготных лекарственных препаратов шла во всех аптеках, а не только в прикрепленных.

Мы полагаем, правы оба эксперта. Действительно, партии и общественные движения используют недовольных пенсиями и зарплатами для достижения собственных предвыборных целей. Но это совсем не означает, что те же пенсионеры должны упускать лоббистские возможности общественно-политических структур, чтобы отстоять увеличение пособий хотя бы на 20%.

О либеральной экономике, поддержке малого бизнеса уже никто не говорит. Развернулись соревнования обещаний: кто больше увеличит пенсию, итожит Киселев. Единственная альтернатива - марши разного рода несогласных. Если недовольство пенсионеров со временем удастся нейтрализовать повышением пособий, то несогласных под контроль взять будет трудно. Подавляя такие марши силовым способом, власть только увеличивает их популярность.


Главная страница :: Новости :: Слава на халяву
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz